Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Бес раздела

, 10:38

Москва живет и трудится в исключительных экономических условиях. Насколько это оправдано в новых реалиях?

Ни для кого не секрет, что Москва – самый дорогой город страны, наш крупнейший финансовый центр и центр управления значительной частью экономики. И расходы у златоглавой соответствующие: по данным столичного Департамента финансов, в 2015 году Москва  потратит 1 триллион 633 миллиарда рублей (бюджет всей Российской Федерации на 2015 год чуть более 15 триллионов). При этом доходы города столько тратить не позволяют. За год в казну Москвы должно поступить 1 триллион 486,2 миллиарда рублей, то есть нехватка средств прогнозируется на уровне 146,7 миллиарда рублей.

На что же идут деньги столичных налогоплательщиков? Большая часть городского бюджета 2015 года – 1 триллион 510 миллиардов (92,5 процента) - будет потрачена на различные государственные программы. В первую очередь, на транспорт - 342,9 миллиарда рублей. Вторая строчка графы расходов -  здравоохранение: 190,4 миллиарда рублей. Далее следуют образование (259,2 миллиарда), социальная поддержка горожан (328,1 миллиарда), жилищная сфера (101,6 миллиарда) и иные госпрограммы (287,8 миллиарда рублей), среди которых культура, спорт, градостроительная политика, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. 

Бюджет любого субъекта России несопоставим даже с отдельными госпрограммами бюджета московского. Вот для сравнения, бюджеты на текущий год некоторых регионов страны: Подмосковье - 355,9 миллиарда рублей, Санкт-Петербург – 408,1 миллиарда рублей, Татарстан – 149,3 миллиарда рублей, Сочи – 10,4 миллиарда рублей,  Ямало-Ненецкий автономный округ -  107,5 миллиарда рублей. 

Какие бюджеты, такие и зарплаты. По сведениям руководителя Департамента экономической политики и развития Москвы Максима Решетникова, средняя зарплата жителей столицы по итогам 2014 года составила более 50 тысяч рублей. Одновременно Росстат констатирует: доходы москвичей вдвое выше доходов жителей малых городов. Согласно информации ведомства, москвичи зарабатывают каждый пятый рубль в России.

Сборщик налоговых податей

Экономисты, знающие бюджетный процесс, объясняют столь вопиющую диспропорцию между Москвой и регионами особенностями федерального законодательства. 

- Не так давно среди отечественных экономистов была популярна тема «как нам скопировать сингапурскую политику и Сингапур». Так вот, Москва - это российский Сингапур, - считает руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. - Политика страны такова, что налоги по стране распределяются неравномерно, с огромным перекосом в пользу Москвы, которая, как и упомянутый Сингапур, по сути, представляет собой город-государство.

- Бизнесу выгоднее регистрировать головные офисы компаний в столице, а не на территориях, где реально добываются нефть, газ или рудные ископаемые, производится металл, - комментирует бизнесмен Павел Большеданов, бывший заместитель председателя правительства Саратовской области (одной из самых закредитованных в стране – прим. АН). - Из пяти крупнейших нефтегазовых компаний, центральные офисы четырех находятся в Москве, хотя функционируют в Сибири. При этом налоги платятся по месту регистрации, а не по месту деятельности, в том числе налог на добычу полезных ископаемых. Эти деньги почти все идут в федеральный бюджет, и так или иначе оседают в столице.

К слову, некоторые регионы не раз просили у Кремля дозволения оставлять у себя часть налогов, идущих в федеральную казну. Хотя бы для того, чтобы иметь стимул для привлечения инвесторов на своих территориях. Но федеральное правительство пока что глухо к такого рода просьбам.  

Вторая причина  грандиозных трат и доходов столицы  - в её особом статусе. Только два города в стране, Москва и Санкт-Петербург, имеют статус субъектов федерации. Все остальные города являются муниципальными образованиями. То есть, к примеру, Саратову уровень отчислений ряда налогов, собираемых в городе, устанавливает его субъект федерации – Саратовская область. А вот городу Москве отчисления по этим же налогам устанавливает… сама Москва как субъект федерации.

В настоящее время в московский бюджет поступает 13 видов налогов, собираемых на территории города, в бюджет же муниципального образования – только 6 видов. В отличие от муниципальных образований Москва как субъект федерации имеет такой обильный источник средств, как налог на прибыль. В текущем году поступления по этому налогу в столичный бюджет составит 445,8 миллиарда рублей.

- При всём при этом город-государство Москва живёт очень не по средствам, - подытоживает Василий Колташов. - Денежные потоки в стране, очевидно, должны распределяться по-другому. Правда, власти столицы этот вопрос не решают, не их это прерогатива, этим занимается Кремль.

- Нельзя сказать, что наш город тратит больше своих доходов. Здесь действует комиссия по устойчивому развитию, которая считает каждый потраченный рубль, - не согласен с Колташовым директор Института проблем государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Андрей Клименко.

Поделить поровну не получится

- Просто взять и перенести головные офисы компаний по месту производства было бы неразумно, потому как Москва - главный информационный и транспортный узел страны, отсюда гораздо проще путешествовать по миру, чем из какой-нибудь Уфы, - считает Василий Колташов. - Переносить нужно не офисы, а денежные потоки. Причем таким образом, чтобы в зависимости от экономической активности в регионе тех или иных предприятий этот регион получал свою долю от налогов, уплаченных компанией, где бы та или иная компания ни была зарегистрирована.

Однако сегодня на подобную меру идти никто не хочет. И главы регионов как челноки тянутся в Москву, чтобы выпрашивать у Кремля новые субсидии. Казалось бы, при таких делах российская столица могла бы и поумерить свои аппетиты и сократить часть расходов.

 - На каких-то расходах всегда можно сэкономить; даже при нашей общей бесхозяйственности гигантские резервы есть всегда, - уверен Анатолий Клименко. - Это вопрос конкретных решений. Что касается денежных потоков,  не так давно Москва передала регионам порядка 100 миллиардов рублей. И такая практика, несомненно, продолжится.

Практика практикой, но, согласимся, что хотя для Москвы эти 100 миллиардов – деньги немалые, все же одна пятнадцатая годового бюджета не шутка, с точки зрения регионов уж больно все это похоже на банальную подачку, своеобразную милостыню с барского стола. Денежку они, конечно, берут, но и фигу в кармане держат.

- В России всего 6-7 регионов, имеющих положительные балансы после уплаты всех налогов в федеральный бюджет, эти регионы трансфертов не получают, - объясняет ситуацию научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», бывший министр экономики Российской Федерации (с 1994 по 1997 годы) Евгений Ясин. - Все остальные регионы стремятся к получению трансфертов, потому что политика центра хорошо известна чиновникам на местах: им гораздо выгоднее приукрашивать свои расходы, чем стремиться зарабатывать самим. Так что они, по сути, сами провоцируют федеральный бюджет к тому, чтобы увеличить изъятие у себя денежных средств. Это своего рода негласная установка, одно из обыкновений нашей нынешней государственной конструкции.

Однако что еще остается делать тем регионам, налоги которых отправляются наверх, а не остаются на местах, не инвестируются в их собственное развитие? Ведь у нас по определению одна лишь рука федерального центра в состоянии правильно распределять эти финансовые потоки. Все, кроме московского. Потому что для Москвы у нас созданы исключительные финансовые условия:  руки ее развязаны как в наполнении казны, так и в выборе способов ее потратить. А про то, будет ли Москва делиться с регионами или не будет, действующий федеральный закон просто умалчивает. Так стоит ли удивляться, что столичные власти столько говорят о дороговизне каждого объекта строительства, транспорта и иных расходов? Про то, что нет ничего в стране накладней, чем просто жить в столице и уж тем более строить здесь. А как еще прикажете им оправдать все эти космические расходы? Ведь иначе, не ровен час, придется делиться уже не от щедрот, а по закону.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram