Аргументы Недели → Соцпакет № 4(296) от 02.02.2012

Надзиратель младшей группы

В российских детских садах больше не будут учить и воспитывать?

, 17:41

На днях вступило в силу новое Типовое положение о детских дошкольных учреждениях. В нём появился ряд принципиальных новшеств, которые уже успели встревожить родителей и воспитателей. Причина понятна: большинство из них уже давно не ждёт ничего хорошего от чиновничьих «благодеяний». Корреспондент «АН» попытался разобраться в том, чем могут обернуться свежеиспечённые правила.

Кому это надо?

Главный неоднозначный сюрприз таится в пункте 9 нового Положения, где перечисляются виды дошкольных учреждений. Там появилось правило, по которому районные и городские дошкольные учреждения получили право открывать так называемые группы присмотра и ухода, в которых нет обязательных программ обучения и развития. Справедливости ради отметим, что по такому принципу уже работали многие частные садики, которые не хотели возиться с получением статуса образовательного учреждения. Однако предыдущее Типовое положение не допускало ситуаций, когда «учебный» компонент отсутствует в муниципальном детском саду. Теперь («при необходимости» – гласит обтекаемая формулировка в новом документе) в дошкольных учреждениях появятся группы, где воспитателя можно смело переименовывать в надзирателя: его задачей станет лишь организация питания, обеспечение режима дня и контроль за тем, чтобы дети не покалечились.

«Теоретически нет ничего плохого в том, что такие группы теперь узаконены, – рассуждает Елена Пожидаева, активистка РДДДО из Томска. – Наверняка найдутся родители, которых устроят исключительно присмотр и уход. Однако нужна уверенность, что вид группы для ребёнка будут выбирать мама с папой, а не чиновники, которые начнут массово внедрять группы присмотра и ухода вместо обычных. Лично у меня такой уверенности нет».

Опасения активистов подтверждаются очевидной вещью: группы присмотра и ухода обойдутся муниципальным бюджетам намного дешевле традиционных. Во-первых, на такую работу вовсе не обязательно брать человека с педагогическим образованием, которому надо доплачивать за стаж и квалификацию. Во-вторых, занятия в таких группах всё равно организуют – но уже как дополнительную услугу, за которую придётся платить. Запрет на взимание платы за обучение по программам основного дошкольного образования (он есть в Типовом положении) при желании можно легко обойти. Программа чуть видоизменяется, превращается в «авторскую методику» – и готово: за такое обучение брать деньги прямо не запрещается. Наконец, появляется возможность существенно увеличить родительскую плату. По словам Елены Пожидаевой, по действующим правилам родители должны вносить не более 20% от стоимости пребывания ребёнка в детском саду. Но это правило распространяется лишь на группы с образовательными программами. Держать на том же уровне расценки за «присмотр и уход» никто не обязан. Вряд ли руководители отделов образования упустят законную (!) возможность заработать за счёт родителей.

Ухватиться за группы присмотра и ухода могут и сами дошкольные учреждения. Прежде всего потому, что для них сегодня экономия бюджетных средств (как ни страшно это звучит) стала важнее высоких педагогических целей.

«У нас сейчас вводится новая система оплаты труда, похожая на ту, что работает в школах, – рассказала «АН» Ольга Петровицкая, заведующая детским садом в крупном региональном центре. – Поэтому я должна выкраивать средства на премиальный фонд, из которого буду поощрять лучших педагогов. Сейчас деньги взять неоткуда. А если откроется группа присмотра и ухода, я смогу существенно сэкономить: отправлю туда работать не педагога, а помощницу воспитателя, так как у неё зарплата существенно меньше. А сэкономленные деньги как раз и пущу на премии. Я понимаю, что говорю чудовищные вещи. Но выхода, похоже, не осталось».

Путь назад

По словам руководителя Профсоюза работников образования «Учитель» Андрея Демидова, в принятых мерах ничего неожиданного нет. Чиновников на местах давно и упорно долбят «сверху», заставляя ликвидировать огромные очереди в дошкольные учреждения. Самый очевидный и удобный гражданам путь – строительство новых садиков. Однако в муниципалитетах нет ни грамотных организаторов, ни денег на решение проблемы таким способом. Поэтому, уже не чая дождаться результатов, федеральная власть даёт возможность сокращать очереди по-другому: минимизируя «дошкольные» обязательства власти перед гражданами. Самый яркий пример – стремительный рост числа групп кратковременного пребывания, где ребёнок находится максимум 4 часа в день. Проблему это не решает (родители всё равно не могут выйти на работу). Зато растут цифры в отчётах о количестве мест в детсадах, а в муниципальных бюджетах экономятся немалые деньги. И есть все основания полагать, что группы присмотра и ухода могут быть использованы для тех же самых целей. «Разрешение открывать группы присмотра и ухода на площадях муниципальных учреждений таит в себе огромную опасность, – говорит Борис Альтшулер, член Общественной палаты, руководитель Регионального общественного объединения «Право ребёнка». – Приняв такие нормы, государство полностью снимает с себя обязательства по обеспечению доступности дошкольного образования. Выходит, мы скатываемся даже не во времена Александра Сергеевича Пушкина, а ещё дальше. Будущему поэту хотя бы Арина Родионовна сказки рассказывала…»

Дополнительный аргумент

Группами присмотра и ухода поводы для тревог не исчерпываются. Из нового Типового положения полностью исчезли нормы о предельной наполняемости групп. Прежний документ устанавливал, что число воспитанников не должно превышать 15 человек в ясельных группах и 20 человек – в дошкольных. Первую «бомбу» под эти разумные нормативы заложил Роспотребнадзор ещё год назад, когда были введены новые санитарные правила и нормы для детсадов («АН» подробно писали о них в №6 за 2011 год в материале «Тридцать восемь детей и три унитаза», вызвавшем огромный резонанс). Напомним, что число детей поставили в зависимость исключительно от площади игровой комнаты: есть два метра на ребёнка – набирай в группу хоть полсотни воспитанников. Активисты движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» (РДДДО) пытались оспорить эти чудовищные порядки в суде, опираясь именно на прежнее Типовое положение. Но, увы, год назад «АН» как в воду глядели, пытаясь предсказать развитие событий.

«Никто не даёт гарантии, что Типовое положение не пересмотрят», – говорила в интервью нашему корреспонденту активистка РДДДО из Красноярска. Именно так и произошло.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram