Аргументы Недели → Расследования № 22(513) от 9.06.16

Кто остановит беспредел?

Почти четыре года иркутские следователи пытаются обвинить братьев Асадчих по сфабрикованному делу

, 08:22

Все, кто знаком с этой историей, утверждают: «Лихие 90-е отдыхают!». Потому что если с бандитами тех времён ещё как-то можно было договориться, то для ребят в погонах, по крайней мере, в отдельно взятом Иркутске не существует вообще никаких рамок: ни правовых, ни моральных, ни «по понятиям».

Жаль, не знали об этом родившиеся и выросшие в Пскове братья Андрей и Алексей Асадчие. Иначе крепко подумали бы, прежде чем согласиться возглавить иркутское предприятие по пассажирским перевозкам ОАО «Автоколонна 1880». Их ещё в 2010 году пригласили на перспективную работу. Андрей был назначен генеральным директором, а Алексей стал его заместителем. Все 100% акций общества принадлежали государству в лице правительства Иркутской области. Правда, находилось оно на грани банкротства, а рынок пассажирских перевозок, оценивающийся в 4 миллиарда докризисных рублей, фактически был в руках теневого бизнеса.

Image Hosted by PiXS.ru
Image Hosted by PiXS.ru

Братья Асадчие

Нетрудно угадать реакцию этой «узкой группы лиц», когда под руководством Андрея и Алексея уже через общий доход ОАО увеличился на 30,1%. Братья планировали, что уже к 2015 году удастся полностью ликвидировать теневой рынок пассажирских перевозок, направив 4 миллиарда рублей в бюджет Иркутской области. Эти средства могли бы стать хорошим подспорьем в решении социальных проблем региона. Однако подобная «благотворительность» в планы местной закулисы явно не вписывалась.

Поначалу Андрею и Алексею было предложено обанкротить государственное предприятие. Они отказались. Тогда в ход пошли угрозы, запугивания, шантаж. В местных правоохранительных органах всё это зафиксировано, нет только одного – преступников, которые устраивали беспредел на виду правоохранительных органов. Злоумышленники поджигали только что отремонтированный вокзал, разбивали машины братьев, пытались даже похитить малолетнюю дочь Андрея. Бывший губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев вынужден был приставить к Асадчим вооружённую охрану.

Братьев предупреждали: «Бесполезно бороться с бандитами. Уезжайте к себе домой». Асадчие остались, потому что верили: есть Закон, есть правоохранительные органы, которые стоят на его страже. Разве могли они предположить, что следующий удар по ним будет нанесён как раз правоохранительными органами, за спиной которых неприкрыто маячат заказчики с уголовным оттенком. К слову, прежний руководитель автоколонны Игорь Игнатенко был убит неизвестными преступниками.

За два года работы братьев на предприятии было произведено более 60 проверок разных контролирующих органов, никаких существенных нарушений выявлено не было, тем не менее 31 июня 2012 года Следственный отдел по городу Иркутску СК РФ по Иркутской области срочно заводит уголовное дело в отношении Асадчих. А уже 1 августа армия сотрудников трёх силовых контор – ФСБ, ОБЭП и СКР – устраивают показательно-запугивающий штурм кабинета генерального директора автоколонны, который потом 18 часов в наручниках терпит издевательства.

Но ведь должно же быть какое-то основание у иркутских следователей? Вот оно: «Неустановленные следствием лица, из числа сотрудников ОАО «Автоколонна 1880», путём изготовления поддельных корешков билетов и последующего предоставления заведомо ложных актов об оказании услуг по перевозке пассажиров-льготников… обманным путём получило посредством перевода на расчетный счёт с августа 2011 года по март 2012 года… денежные средства в размере не менее 8546,75 рублей, которыми распорядились по своему усмотрению».

То есть какие-то «неустановленные следствием лица» на протяжении почти года изготавливали «поддельные корешки билетов». Заработали аж 8546 рублей 75 копеек. Причём, эти деньги были положены не в карман, а переведены на счёт предприятия. И вот для расследования такого «громкого дела» из числа сотрудников СК СУ, ФСБ и ГУ МВД по Иркутской области была создана следственно-оперативная группа в составе 12 (!) следователей по особо важным делам!

Как же шло «следствие» по наспех состряпанному уголовному делу? Весь ресурс этой организованной группировки во главе со следователями Александром Мироновым, Андреем Уфимцевым, заместителем руководителя следственного управления Алексеем Анисимовым был направлен не на сбор обвинительной базы (которой, собственно, и не существовало в природе), а на то, чтобы под любым предлогом отправить Асадчих в камеру КПЗ, где, как говорят, быстро «находят» все улики по сфабрикованным делам.

Состоялось четыре (!) заседания суда, четырежды правоохранительные органы пытались заключить Асадчих под стражу, и четырежды суды отказывали следователю, который на заседаниях, не моргнув глазом, пытался ввести судей в заблуждение. Братья остались на свободе (спасибо иркутским судьям, не поддавшихся на давление), но с подпиской о невыезде. Так начался их многомесячный иркутский плен. Без работы, без средств к существованию, вдали от семьи.

Следующая выходка иркутских «стражей порядка» напоминает скорее боевик про «плохих парней», нежели российскую действительность. Когда Асадчим всё же удалось вернуться домой в Псков, в Иркутске был разработан план их… похищения. Восемь вооружённых человек проехали пол-России, из Иркутска в Псков, чтобы втихаря, без правовых оснований, с фальсифицированными документами похитить братьев и силой доставить их в Иркутск. Лишь по счастливой случайности захват был сорван. Весь этот беспредел со стороны иркутских следователей зафиксирован адвокатами Асадчих. О каком «правосудии» со стороны иркутских «диверсантов» можно говорить, если в кармане у старшего следователя следственного отдела Иркутска Евгения Тертычного болталась… печать этого отдела с изображением государственного герба, которую запрещается выносить из здания Следственного комитета.

Понимая, что для уголовного дела 8 тысяч рублей маловато, через год следователи завели против Андрея Асадчего ещё одно «дело». Они выхватили первый подвернувшийся под руку договор автоколонны с коммерческой фирмой, обозвали это делом и обвинили Андрея в злоупотреблении должностными полномочиями.

На заседании Кировского районного суда Иркутска 8 июня 2014 года адвокат Андрея Асадчего указал на то, что в уголовном деле отсутствует иск со стороны людей, которым якобы был причинён материальный вред. Во время следствия были допущены многочисленные нарушения. «Сотрудники предварительного следствия чувствуют безнаказанность и используют закон как дубинку, уже в течение двух лет издеваясь над братьями Асадчими», – подчеркнул адвокат.

Судья Лариса Кузнецова заявила, что органы предварительного следствия допустили нарушения при составлении обвинительного заключения. В результате суд отправил дело на доследование. А в 2015 году, разобравшись, наконец, в ситуации, суд вынес решение: братья Асадчие были оправданы по всем статьям!

Зато под ногами иркутских следователей во главе с Андреем Уфимцевым «земля загорелась». За преследование заведомо невиновных грозило лишение не только работы, но и свободы. Но следователи совершили ловкий трюк. Эпизод с договором между автоколонной и коммерческим предприятием, по которому обвинялся Андрей Асадчий, они быстренько перевели в отдельное дело и передали его в другой суд – теперь уже в Куйбышевский районный суд Иркутска. К этому делу присоединили все 48 томов (!) из дела, касающегося тех несчастных 8 тысяч рублей и по которому братья были оправданы.

Для чего это было сделано? Узнав о творившемся беспределе в Иркутске, Следственный комитет РФ затребовал для проверки материалы сфабрикованного дела. Чем это грозило господину Уфимцеву и компании – уже говорилось. «А дела у нас нет, – объясняли находчивые иркутские следователи. – Дело в суде». Теперь их главная задача вместе иркутской прокуратурой любым способом заставить суд признать Андрея Асадчего виновным. Только так можно спасти карьеру, да и свою свободу.

Увидев всю эту «филькину грамоту», судья Куйбышевского районного суда деликатно отправила «дело» на дополнительное расследование. Первый заместитель прокурора Иркутска Сергей Волков опротестовывает это решение в Апелляционном суде, который вновь направляет дело в суд первой инстанции, а он выносит оправдательный приговор!

Однако по протесту прокурора Волкова оправдательный приговор был отменён, и дело вновь направили в суд первой инстанции, но в новом составе суда. То есть, говоря простым языком, следователи и прокуратура ищут «слабое звено» в судейском корпусе – судью, который закроет глаза на беспредел следствия и вынесет обвинительный приговор Андрею Асадчему.

Сколько ещё будет продолжаться это преследование, никто не может сказать. Обращения с просьбой защитить Асадчих от незаконных преследований со стороны иркутских следователей написано предостаточно: в Генеральную прокуратуру РФ, в Следственный комитет РФ, в ФСБ РФ, в Главную военную прокуратуру СК РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину, к депутатам Государственной думы РФ и членам Совета Федерации РФ, в Администрацию Президента России…

Результат пока один и тот же: все доказательства того, что дело против братьев Асадчих «заказано» заправилами теневого бизнеса Иркутска, все жалобы на незаконные действия иркутского следствия, на их уголовные преступления, направлялись… в Иркутск. То есть к тем людям, которые и отрабатывают этот заказ.

P. S. С приходом нового председателя Иркутского областного суда Владимира Ляхницкого все ранее принятые и не вступившие в законную силу оправдательные приговоры были отменены. Как заявил Владимир Вячеславович на коллегии судей в Иркутске, следователи зря что ли работали? Говорят, что у судей, принявших ранее оправдательные приговоры, появились проблемы. А ещё ходят слухи, что иркутские следователи первый тост теперь поднимают за нового председателя областного суда...

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram