Аргументы Недели → Расследования № 14(356) от 11.04.2013

Как обчистить Сбербанк

, 16:40

Мошенничество в банковской сфере – не наше изобретение. Но если иностранные кредитные махинаторы стараются разработать максимально запутанную схему, часто не лишённую определённого изящества, то наши интеллектуалы особо не заморачиваются. Зачем городить огород, уводя полученные у банков кредиты подальше от чужого взора, если можно просто взять кредит и не отдавать его? А если недовольные банкиры попытаются выбить свои кровные денежки, есть управа и на них. Надо просто перейти в атаку и обвинить в чём-нибудь сам банк. Случай, о котором мы сегодня расскажем, – именно из этих.

Когда смотришь на семейную коммерческую империю Вачевских, поражаешься. В его гигантский холдинг входит более 70 предприятий разных форм собственности, так или иначе находящихся под руководством или контролем самого Константина Вачевских или же его ближайших родственников. Если же приплюсовать сюда фирмы, связанные с Вачевских посредством просто зависимых от него лиц либо деловых партнёров, то это число легко переваливает за сотню.

За Константином Вачевских в России не зарегистрировано на правах собственности НИ ОДНОГО объекта недвижимости или транспортного средства. Всё принадлежит его жене Лилии Фаязовне и другим родственникам. Даже то, что когда-то ему принадлежало, было перерегистрировано. В принципе законом это не запрещено. Но, согласитесь, деталь интересная. Обычно так тщательно «прячут» имущество те, кто «ходит под статьёй» и боится всего лишиться. Но с чего бы бояться честному бизнесмену Вачевских?

Козырная схема

По некоторым оценкам, общие суммы неисполненных обязательств холдинга – около 2,5 млрд. (!) рублей. На крючок профессионального должника попался даже такой промышленный гигант, как «Северсталь». Но особенно пострадали банки, в том числе крупные, вроде Альфа-банка, и даже российский флагман – Сбербанк, которому холдинг Вачевских задолжал более 700 млн. рублей.

При этом всякий раз использовалась одна и та же незамысловатая, но убойная по своей наглости схема. Чтобы не перегружать читателя юридической терминологией, распишем «на пальцах». Предприятие (или несколько), подконтрольное Вачевских, обращалось в банк за кредитом. Поручителем выступала другая его компания под руководством, скажем, его жены под залог лакомого куска недвижимости. Получив кредит, фирма какое-то время аккуратно его обслуживает, а потом вдруг перестаёт – деньги кончились. Банку невыгодно сразу идти в суд – это время и издержки. Поэтому начинается работа с клиентом – ищут пути погашения кредита, реструктуризацию, отсрочки. Находят компромисс, вносят в договор займа дополнительные соглашения. И всё! Клиент полностью прекращает контакты с банком. А когда банк обращается в суд, выясняется мелочишка – поскольку поручитель не участвовал в подписании дополнительных соглашений, он отказывается от своего поручительского обязательства. И плевать, что дополнительные соглашения ОБЛЕГЧАЮТ условия кредита. И суд отказывает кредитору в иске. Всё, Вачевских никому ничего не должен! А иногда супруга Вачевских могла заявить, что подпись на договоре – не её. И экспертиза доказывает – да, не её. И банк опять в пролёте. Хотя это Вачевских принёс договор на поручительство с фальшивой подписью.

На Вачевских подана масса заявлений на возбуждение уголовного дела по ст. 159, ч. 4 – мошенничество в особо крупных размерах. В числе потерпевших не только Сбербанк, но и Альфа-банк, Новый Московский Банк, Банк Зенит, ОАО «Северсталь» и другие. Возбуждено лишь ОДНО. По остальным Следственный комитет не обнаружил признаков преступления. Оказывается, у нас банки можно чистить совершенно законно и безнаказанно.

Контрудар

Но жёстче всего Вачевских поступил со Среднерусским банком Сбербанка. Там под раздачу попала целая группа топ-менеджеров, среди которых – заместитель директора управления по работе с проблемными активами Сбербанка Вячеслав Похлебин.

Поначалу всё шло по накатанной схеме. Три предприятия группы Вачевских взяли кредит более чем на 700 млн. рублей под поручительство и залог трёх же других предприятий того же холдинга. Якобы по причине финансового кризиса обслуживать кредиты стало невозможно. Что странно. Учитывая, что кредиты выданы в середине 2008 – начале 2009 года, когда кризис уже миновал свой пик. Далее последовала череда переговоров, кредиты пролонгированы. После чего по отработанной схеме кредиты перестали обслуживаться. В ноябре 2009-го все договоры поручительства предприятиями-поручителями были оспорены. Банк подал иски в суд. Ответчики тянули резину два года и в феврале 2012 года прошли процедуру банкротства. Вслед за ними обанкротились и залогодатели. Шесть из более чем сотни предприятий Вачевских прекратили своё существование. А 700 млн. остались у него.

Но Сбербанк оказался настырным кредитором и просто так свои денежки терять не собирался. Переговоры тянулись долго и нудно. Вачевских пытался выкрутиться, но получалось не очень. Всего от него в банк поступило 19 предложений, одно другого смешнее.
Например, выкупить свой 700-миллионный долг за 100–180 миллионов. Или перевести долг на другую его компанию, причём – с дофинансированием в полмиллиарда рублей.То есть «я вам должен, поэтому дайте мне ещё денег». Или предлагал Сберу передать активы каких-то гостиничных проектов в качестве отступного, хотя, по экспертным оценкам, они если что-то и стоили, то только для самого Вачевских.

В 2012 году к переговорам с Вачевских подключили аккредитованную фирму «Сотби», которая специализируется на таких ситуациях. И, кажется, дело сдвинулось с мёртвой точки. Представлял «Сотби» Денис Васеха. По его словам, Вачевских предложил выкупить свой долг за 50% – 350 млн. рублей, из которых 31 млн. руб. должен был уйти «Сотби» за работу. Эта сумма была вдвое выше, чем до сих пор надеялся получить Сбербанк. Да, Вачевских уходил от них с 350 млн. в толстом кармане, но если не согласиться – потери будут ещё выше.

Банк начал готовить документы по реструктуризации долга. Процесс не быстрый и должен пройти согласование во множестве управлений. В одном из управлений этот вопрос назначили курировать Похлебина. Вачевских вызвали в банк для согласования позиции. Далее Вачевских стал постоянно напрашиваться на встречи с Похлебиным, рассказывал о своих переговорах с «Сотби», о размерах вознаграждения посредников и т.п. Наконец, 30 июля 2012 года радостный Вачевских принёс в офис Похлебину платёжку о переводе денег. А вскоре в тот же офис заявились… оперативники ФСБ и арестовали – нет, не Вачевских! А Похлебина!

Оказывается, Вачевских сыграл на опережение. Зачем отдавать деньги, если можно дискредитировать кредитора? Вачевских написал в Управление «К» ФСБ заявление о том, что с него вымогают деньги за реструктуризацию его долга.

Почему ослепли сыщики?

Вот только не нужно большой мудрости, чтобы увидеть в этом деле такие прорехи, в которые слон пройдёт, не пригибаясь. Похлебин не мог повлиять на выплату или не выплату кредита должником, у него нет на это полномочий! Подобные вопросы решает кредитный комитет на своём совещании. И Похлебин мог лишь высказать своё мнение по поводу того или иного решения. Как отметили сотрудники банка, решение принимается коллегиально членами кредитного комитета. И Похлебин не мог повлиять на их волеизъявление. Да и решать было нечего. Так как материал по данному вопросу поступил в Сбербанк уже после ареста Похлебина...

С 1 августа прошлого года Похлебин и другие сотрудники Сбера, которых подставил Вачевских, сидят в тюрьме. Похлебин свою вину категорически отверг. На все попытки изменить меру пресечения на домашний арест или под залог отвечают отказом. Дескать, может повлиять на следствие. Отец трёх несовершеннолетних детей, имеющий положительные характеристики, никогда не имевший никаких неприятностей с законом, может повлиять на прожжённого дельца, который ворочает сотнями миллионов?! Хочется смеяться, но больно уж не смешно.

Итак, следствие продолжается, а в это время г-н Вачевских банкротит свои компании, и возвращать многомиллионные долги будет просто некому. Вышеупомянутые банки, отчаявшись бороться самостоятельно, обратились с коллективным заявлением к министру МВД РФ Колокольцеву, в котором просят привлечь к уголовной ответственности «честного предпринимателя» Вачевских.

Но, думается, деньги Вачевских так и не отдаст. Не для того брал.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram