Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 31(522) от 10.08.16

Эрдоган выбирает Кремль, потому что очень хочет жить

, 16:32 , Заместитель Главного редактора

Ещё недавно проклинаемый в каждой передаче новостей из Москвы президент Турции Реджеп Эрдоган резко изменил внешнюю политику своей страны. Перед и во время визита в Санкт-Петербург он несколько раз назвал российского лидера В. Путина «дорогим другом Владимиром» и передал «самые сердечные приветствия всему российскому народу». Даже выучил одно важное русское слово: «Извините!» Более того, поддерживающие главного турка газеты стали пугать Запад тем, что «однажды Турция пошлёт ко всем чертям США, ЕС и НАТО, сожжёт все мосты с ними и устремится в Евразийский блок». От такой перспективы у многих в Вашингтоне, Лондоне и Берлине пропал аппетит. Как говорится, там испытывают такую личную неприязнь к наглому «султану», что уже кушать не могут.

Реджеп Эрдоган действительно ведёт себя с Западом независимо и даже дерзко. Впрочем, это легко объяснимо – во время неудачной попытки военного переворота он чудом избежал смерти. От американцев турки требуют выдачи идеолога мятежников Ф. Гюлена, проживающего сейчас в США. В противном случае обещают чуть ли не выгнать американские базы со своей территории. Как утверждает влиятельная английская газета The Financial Times, один турецкий дипломат в Москве заявил следующее: «Наши отношения с США сегодня в самом худшем состоянии за 50 лет. В такой ситуации сотрудничество с Россией – привлекательная альтернатива».

С Берлином у Анкары дела идут ещё хуже. Немцы жалуются, что их посла больше не принимают ни в одном турецком ведомстве: вежливо, но твёрдо посылают на три буквы. Германия через австрийских партнёров передаёт «привет»: «Турции не место в Евросоюзе». Немецкие комментаторы и вовсе вытирают об Эрдогана ноги. В ответ турки публикуют данные о 2 млн голодных сирийских беженцев,которые мечтают перебраться в сытую Баварию.

В такой обстановке в турецких СМИ начались разговоры об очень печальном опыте своей страны. Мол, за последние 160–180 лет в случае даже незначительного потепления русско-турецких отношений или начала противоположного англосаксонскому миру движения Турция всегда прямо или косвенно подвергалась вмешательству извне. Сначала Великобритания, а затем и США не останавливались ни перед чем: нераскрытые убийства, казни политиков, а в последние дни – танки. Вот и сейчас Запад хочет превратить Турцию в сплошную зону конфликта.

В Анкаре даже ходит версия, что попытка военного переворота 15 июля началась после того, как на саммите НАТО
в Варшаве 8–9 июля Анкара «холодно отнеслась к политике окружения России и превращения Чёрного моря в озеро НАТО». Однако подобные реверансы в сторону вновь ставшего другом Кремля предназначены, скорее всего, для оказания давления на Запад с целью выторговать уступки на переговорах.

По данным английской прессы, в разговорах при закрытых дверях турецкие официальные лица выбирают совсем другую тональность. Они заявляют, что, несмотря на большие проблемы, не намерены сжигать мосты с США и создавать альянс с Россией. Дескать, отношения с Вашингтоном и ранее часто портились, но стратегический курс никогда не менялся. Действительно, между Москвой и Анкарой есть пока неразрешимые противоречия.

Во-первых, несмотря на все «сердечные приветы», Р. Эрдоган упёрто настаивает на скорейшем уходе президента Сирии Б. Асада. По многочисленным данным, турки также не желают прекращать помощь боевикам из «ан-Нусры» (признана в России террористической организацией). Президент Турции специально подчеркнул, что они недавно отделились от «Аль-Каиды» и воюют против ИГИЛ.

Во-вторых, за последнее время Москва установила прочные контакты с сирийскими курдами. Отказываться от этого ради меняющей свою позицию со скоростью вращающегося дервиша Анкаре в России никто не будет. Да и кто может поручиться, что сам Р. Эрдоган надолго останется у власти? Сегодня его позиция выглядит твёрдо, а завтра его может расстрелять собственная охрана, подкупленная новым американским президентом. Легко представить, что, узнав о его смерти, Хиллари Клинтон, как и в случае с Муаммаром Каддафи, снова радостно скажет: «Вау!»

Тем не менее Запад очень встревожен наметившимся сближением наших стран. Момент во многом переломный. По гамбургскому счёту речь идёт не о судьбе турецких помидоров и газопровода «Турецкий поток». Если в итоге начавшегося процесса удастся достигнуть соглашения по Сирии, то возникнет новый Ближний Восток. Уже без участия Лондона или Вашингтона. Турция сможет вырваться из столетней зависимости от англосаксов. Если же это не произойдёт, страну с большой долей вероятности разорвёт долгая гражданская война. Кто победит – гюленовцы или эрдогановцы, узнаем через 5–10 лет.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram