Аргументы Недели → Политика № 11(452) от 26.03.2015

Между Ли Куан Ю и Ким Чен Ыном

, 16:55 , Главный редактор АН

В минувший понедельник ушёл из жизни самый загадочный человек Юго-Восточной Азии Ли Куан Ю. Больше полувека он конструировал совершенно новое для Азии и всего современного мира «государство будущего» – Сингапур. Мимо такого человека просто так пройти нельзя. Он так и останется немым укором для всех советских и российских руководителей, начиная от Хрущёва и заканчивая Владимиром Владимировичем. Будь они столь же последовательны и принципиальны, то на фантастически богатой и огромной территории СССР, а сейчас и России давно бы торжествовал коммунизм или чего похлеще. А пока мы так и продолжаем жить в стране потерянных возможностей.

Всю  эту неделю жители Сингапура пребывают в глубочайшем трауре. И есть от чего. Старик Ли Куан Ю навсегда останется для них гением. Он вытащил этот некогда захудалый остров из английского колониального дерьма и сделал жемчужиной Юго-Восточной Азии. Для этого пришлось стать сингапурским Сталиным, только не коммунистом, а рыночником. При этом он необъяснимым образом любил нашу страну. Мало того, часто приезжал сюда и встречался с нашими руководителями.

Что можно сказать в двух словах о делах великого реформатора? Для начала – он весьма своеобразно решил национальную, а попутно и религиозную проблему местного населения, где помимо мусульман жило множество китайцев и индусов. Через какое-то время судебная система Сингапура стала наполняться индусами, правоохранительная – мусульманами, а денежно-финансовая сфера – китайцами. Такая конструкция оказалась удивительно прочной. За тридцать лет правления Ли Куан Ю в стране установился надёжный этно-религиозный баланс. При этом Сингапур вышел из-под влияния мусульманской Малайзии, где разгорался конфликт между местными титульными мусульманами и вездесущими китайцами.

Но главное не в этом. При жесточайшем авторитарном режиме Ли Куан Ю установил самые либеральные в мире правила ведения бизнеса. Открыть и зарегистрировать фирму там можно за два часа. При этом в стране сохраняется смертная казнь при уровне коррупции, равном нулю. Её там нет. Господин Ю начал с того, что избавил власть от своих родственников и друзей. То же самое были вынуждены сделать и остальные государственные мужи. За неисполнение следовало неминуемое наказание – вплоть до смертной казни. Результат такого очистительного «террора» – Сингапур стал мощной, чистой и богатой страной. Там есть даже полностью кондиционированные улицы.

Говорят, что после прихода к власти Владимира Владимировича ему очень импонировала сингапурская экономико-политическая модель: жёсткий авторитаризм при абсолютно либеральной и открытой экономике. Но что-то «не срослось» после их личной встречи. Великий г-н Ю вдруг вспомнил старую русскую поговорку о рыбе, которая гниёт с головы. Он напомнил, что великие свершения невозможны, если приступить к ним не в команде с авторитетными профессионалами, а в тесном кругу друзей по бывшей службе, учёбе и т.п. Говорят, они расстались довольно холодно. Чуда не произошло.

Есть на Дальнем Востоке и другая крайность. К северу от Сингапура лежит загадочная Северная Корея. Правит ей великий товарищ Ким Чен Ын, внук великого Ким Ир Сена. Поначалу он пошёл строго по пути, рекомендованному Ли Куан Ю, – избавился от ближайших родственников. Говорят, даже приказал расстрелять из крупнокалиберного пулемёта своего героического дядю. Тот воспитывал его с детства и был известным и самым влиятельным военачальником. Но после этого товарищ Ын не сделал второго шага – не открыл в своей стране возможности для бизнеса. Там и слова такого не знают. Вместо этого он продолжил холить и лелеять свои ядерные боеголовки. В результате сильно нервничают не только японцы, южнокорейцы и американцы, но даже китайцы. Дело в том, что именно китайцы последние 60 лет не давали населению Северной Кореи умереть с голоду. А товарищ Ын вместо благодарности расправился со всеми прокитайскими чиновниками. Включая родного дядю.

Спрашивается – а в чём, собственно, проблема для нас? Ответ – в выборе модели: стать страной, устремлённой в будущее, или головной болью для всех. Причём головной болью, возникающей по любому поводу. Например, товарищ Ын объявил, что прибудет в Москву на праздник Победы 9 Мая на бронепоезде либо на самолёте. Но даже это создало нам дипломатическую проблему. Узнав о таком плане, наши китайские друзья были в ярости. Человек, всю династию которого они кормили больше полувека, свой первый зарубежный визит совершает не в Пекин, а в другую страну. Мало того, они не знают, как их генсеку вести себя при встрече с товарищем Ыном на Параде Победы у Кремлёвской стены. Как встретиться и не потерять лицо?

Сегодня мы вновь на перепутье, в очередной раз идут споры о пути развития. Сталина вспоминаем всё чаще. Можно даже согласиться, что без авторитарного режима нам пока и вправду хода нет. Но почему бы при этом, «как в Сингапуре», не дать абсолютную свободу предпринимателям и по-настоящему не избавиться от воров и жуликов при власти? Что мешает-то? В конце концов, необязательно их сажать, если давно знакомы. Надо лишь перестать замечать их и отодвинуть от государственного корыта.

Не сделать этого – наберёт силу вторая модель – «от Ким Чен Ына» – с убийственной и безальтернативной логикой. Её воронка сама засосёт в чёрную бездну. Всего-то надо продолжить холить и лелеять не столько своих граждан, сколько ядерные боеголовки.

Но что мешает делать и то и другое одновременно, как завещал творчески переосмысливший дело Сталина великий мудрец Ли Куан Ю?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram