Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 2(443) от 22.01.2015

О схватке бульдогов под украинским ковром

, 16:18 , Главный редактор АН

По работе государственного российского телевидения можно безошибочно судить о том, какие перспективы в режиме реального времени ждут украинский кризис. Ведущие ток-шоу безошибочно обозначают как смягчение политики Кремля в сторону мира, так и ужесточение в сторону войны. Последние аналитические передачи позволяют предположить, что замирения конфликтующих сторон в ближайшее время не намечается. Гости Владимира Соловьёва на ВГТРК словно соревнуются друг с другом в воинственной риторике.

Понятно, что государственное телевидение демонстрирует почтеннейшей публике лишь мелкую зыбь. А та, в свою очередь, является отражением схватки политических и экономических монстров, что делят на больших глубинах мировые рынки и сферы влияния. Продолжается передел мира после стремительного развала ещё четверть века назад казавшегося вечным Советского Союза.

Так получилось, что в процессе этого передела нас не очень волнуют перманентная бойня на Ближнем Востоке и даже перспективы Западной Европы погрузиться в религиозные войны. Украина – другое дело. Здесь, по сути, наших – бывших советских – бьют. В этом контексте очень важно знать, что же на самом деле стоит за очередным обострением ситуации на Донбассе?

Говорят, весьма активную роль в разрешении кризиса взял на себя президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В третьей декаде декабря минувшего года, когда стало ясно, что готовится новое обострение военных действий, он неожиданно прибыл в Киев. Его предложения украинскому руководству были явно согласованы с Кремлём и включали в себя следующие пункты по урегулированию ситуации на юго-востоке.

Г-н Назарбаев предложил Киеву заморозить де-юре ситуацию с Крымом. То есть отказаться муссировать этот вопрос на международном уровне и фактически признать Крым российской территорией. В ответ мятежные территории Донецка и Луганска должны были перейти под контроль Киева. Разумеется – с уходом российских добровольцев и местных ополченцев. Одновременно все участки российско-украинской границы в Луганской и Донецкой областях переходили под полный контроль украинских пограничников. По сути, это было главным условием.

Говорят, что именно об этом г-н Назарбаев договорился с президентом Франции Олландом на их встрече 5 декабря в Астане. Причём речь шла о согласованной позиции Евросоюза. Как известно, после Казахстана президент Франции прилетел в Москву, где 6 декабря во Внуковском аэропорту встретился с В. Путиным. По нашим сведениям, г-н Олланд от лица лидеров ведущих стран Запада озвучил В. Путину именно эти условия разрешения как крымской проблемы, так и снятия экономических санкций. В противном случае для российских банков обещали перекрыть услуги международной системы расчётов и переводов денег SWIFT. А в придачу – сократить закупки российских нефти и газа. Франсуа Олланд даже грозил возвратом к холодной войне, если Москва не выведет свои войска из Украины.

Такое условие пока не нашло понимания в Москве. Кремль продолжает настаивать, что не является стороной конфликта. Между тем на последней «Минской встрече» 24–26 декабря с участием ОБСЕ, Киева, Москвы и представителей ДНР и ЛНР нами будто бы были озвучены прежние условия мира. Это федерализация украинских регионов и само собой – автономизация Донецкой и Луганской областей с обязательным финансированием жизнедеятельности этих территорий. Только потом должно последовать перекрытие границ. Киев настаивал на прямо противоположном.

В результате проблема, не решённая за столом переговоров в конце минувшего года, должна была найти решение на встрече лидеров заинтересованных стран в Астане 15 января. Можно сказать, что Москва была готова пойти на значительные уступки. Это означало бы сворачивание конфликта на Украине и переход к мирной жизни. Ясно, что в Киеве это устраивает далеко не всех. Прежде всего премьера Яценюка, которому лавры миротворца Порошенко перекрыли бы всё его политическое будущее. Мало того – в перспективе он мог очень скоро оказаться на скамье подсудимых вместе с другими лидерами майдана.

Чтобы этого не произошло, за несколько дней до решающей встречи в Астане он заявил, находясь в Германии, что СССР вторгся во время Отечественной войны как на Украину, так и в Германию. И немцы не одёрнули его сразу, поскольку он остаётся их «сукиным сыном».

В результате предлог для срыва встречи был идеальным для всех. Немцы вспомнили, кто их разгромил во Второй мировой войне и разделил Германию на две части. Москва за молчаливое согласие Берлина с наглым и подлым заявлением Яценюка сняла с себя ответственность за срыв мирных переговоров в Астане. Ясно же, что их результатом стало бы закрытие российско-украинской границы, а ЛНР и ДНР оказались бы отрезанными от снабжения и обречены на быструю ликвидацию. Отрезанными там оказались бы и наши добровольцы. В самой России это привело бы к обвинениям Кремля и самого В. Путина в сдаче Донбасса Киеву и стоящему за ним Западу.

Следствием этих подковёрных маневров и стало обострение военной обстановки на востоке Украины. Медиапространство наполнили слухи о танковых колоннах с востока, что готовы захватить Мариуполь, Славянск, Краматорск и двинуться на Харьков. Зимой это сделать довольно сложно. Но не за горами весна и лето. За это время у сторон конфликта будет немало возможностей решить всё миром. В противном случае Украина и вправду станет последним полем боя на просторах бывшего СССР.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram