Недавно СМИ Ирана сообщили о том, что пассажирский авиапарк этой страны в скором времени пополнится 40 новыми самолётами российско-украинского производства. Речь идёт о 20 Ан-148 и таком же количестве Ан-140 (последний собирается в Иране под названием Iran-140). Как говорится, для начала неплохо. Однако не всё так просто и радужно для нашего авиапрома. Любопытно, но даже в этой стране – яром антагонисте Запада – есть лобби Boeing и Airbus.
Видимо, под его давлением не так давно Тегеран заявил о готовности покупать западные самолёты в случае, если ЕС и США отменят ранее наложенные санкции. Всё дело в том, что авиарынок Ирана представляет слишком лакомый кусок. По расчётам иранских специалистов, к 2021 г. их страна будет нуждаться примерно в 600 пассажирских самолётах.Причём 270 из них должны вмещать от 100 до 150 человек. В то же время сейчас из-за санкций гражданская авиация Ирана состоит в основном из техники российского и украинского производства. Понятно, что Boeing и Airbus,которые буквально спят и видят, как на двоих монополизировать всю авиационную промышленность мира, такая ситуация не устраивает.
В ход идёт знакомый чёрный пиар. Через прессу иранцам внушают, что российская техника крайне ненадёжна – настоящие «летающие гробы». Да и вообще, мол, сами русские уже давно не пользуются такими самолётами, как Ту, Ан, Ил и Як. Что и говорить, последнее утверждение – отличный козырь. Благодаря нашему правительству, активно способствующему покупкам западной техники, спорить с этим год от года всё сложнее.
Тем не менее уже понятно, что в ближайшее время санкции никто не отменит. Причина – последние события вокруг Сирии, которая является верным союзником Ирана. А в обход санкций много боингов и эйрбасов не протолкнёшь. К тому же большинство специалистов в Иране уверены в надёжности наших самолётов. Поэтому и надеются, что их страна по-прежнему будет покупать российскую технику.
Кроме «Анов» в Иране приглядываются и к «Туполевым». Как пишет местная пресса, недавно там была произведена оценка модернизированных Ту-204, Ту-214 и самолёта, которому «АН» уделяет повышенное внимание, – Ту-334. А наши власти убеждают всех, что он никому не интересен и поэтому бесперспективен.
Не остаётся без внимания в Иране и пресловутый «Суперджет-100». Однако в Тегеране считают, что данный лайнер был создан при технической и экспертной поддержке США, имеет большое количество деталей западного производства. Поэтому он тоже подпадает под действие санкций. В этой связи иранские СМИ настоятельно советуют России и Украине «вернуться к полностью самостоятельному производству авиационной техники».