Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 26(368) от 11.07.2013

Почему чеченцы и дагестанцы бегут с Кавказа

, 16:13 , Главный редактор АН

В саратовском городе Пугачёв продолжаются акции протеста после убийства солдата-десантника Руслана Маржанова. Его зарезал ножом приехавший из Чечни в гости к дяде чеченский подросток. В ответ жители требуют не просто наказать виновных, а вообще выселить из города всех приезжих с Кавказа.

Настораживает то, что по этому поводу до сих пор не высказался ни президент страны, ни премьер. Как и во всех подобных случаях, которых за последние годы были десятки, власть предпочитает, чтобы такого рода конфликты решались на местном уровне. Вот народ и берётся за вилы. И межнациональные проблемы скоро перерастут в политические. Причём их остриё будет направлено на федеральную власть и персонально – на президента Путина.

В чём корень проблемы? Из республик Северного Кавказа идёт неконтролируемый поток переселенцев практически во все регионы страны. Известны случаи, когда против заезжих групп объединялись местная милиция и местная же оргпреступность. Одни стреляли, другие не заводили уголовные дела. Но большинство субъектов Федерации по такому пути не пошли. Да и как можно такое допустить, если приезжие – граждане России и запретить им переезжать просто нельзя.

Вопрос напрашивается сам собой: почему дагестанцы и чеченцы бегут со своей родины? Территории для миллиона трёхсот тысяч жителей Чечни вполне хватает, как и для трёх миллионов жителей Дагестана. Ответ очевиден – там нет работы. Деньги, которые перечисляет в эти республики федеральный бюджет, уходят зачастую неизвестно куда. Но, как правило, – уважаемым людям. Помните, какой дом с вырубленным в скале пространством построил себе бывший мэр Махачкалы?

Приведём такие цифры. Федеральный бюджет выделил в качестве дотаций в 2012 г. 13 300 рублей на каждого жителя Дагестана. 12 тыс. на каждого чеченца и 18 тыс. на каждого ингуша. В Тверской области этот показатель равен 1600 рублей в Вологодской – тысяча. То есть денег северокавказские республики получают сполна. Не считая десятков федеральных целевых программ. Но где они?

Какими стройками заводов, дорог, санаториев могут похвастаться местные жители? Практически никакими. А это и есть те рабочие места, которые могли кормить местное население. Но их кормят обещаниями. Например, сделать из Чечни современную курортную зону. Могла здесь возродиться и нефтехимическая промышленность. Но руководству и так всего хватает, и рядовым гражданам остаётся только бежать во враждебную им культурную среду, где утвердиться можно лишь за счёт агрессии и клановости. Понятно, что в долгосрочном плане этот процесс обречён на неудачу. Русское население хоть и считается вымирающим, но составляет всё же больше ста миллионов человек.

Помощь родной земле в создании рабочих мест могли бы оказать бизнесмены, выходцы с Северного Кавказа. Но пока им комфортнее помогать бразильцам, камерунцам и игрокам сборной России по футболу. Например, дагестанский миллиардер Керимов только что купил у государственного банка ВТБ (владельца клуба «Динамо») футболиста Кокорина за 20 млн. евро с ежегодной зарплатой ещё в 4 млн. евро. Вообще, по мнению экспертов, годовой бюджет махачкалинского ФК «Анжи» составляет 120 млн. евро. А чеченского «Терека» – порядка 50 миллионов.

Представляете, сколько километров дорог, заводов и фабрик можно было построить только за один годовой бюджет футболистов? Но вернёмся в саратовский город Пугачёв. Его жители пока надеются на вмешательство В. Путина. Тот, скорее всего, надеется на вмешательство Р. Кадырова.

Если не разорвать этот порочный круг, межнациональная напряжённость в стране будет только нарастать. А закончится тяжелейшим политическим кризисом в ближайшие 12–15 лет. Читайте об этом в интервью известного эксперта Евгения Сатановского (с. 3,5).

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram