Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика

Ликсутова подозревают в лоббировании интересов западных фирм

, 13:44

Депутаты считают недопустимым допуск американской компании к бюджетным проектам под кураторством заместителя мэра Москвы

Депутаты Госдумы недовольны работой заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова. В частности, в нижней палате парламента возмущены тем, что американская компания McKinsey постоянно выигрывает конкурсы по развитию транспортной системы в столице.


Как пишут«Известия», критики заместителя мэра обращают внимание на то, что одна из ключевых сотрудниц его департамента ранее работала в McKinsey и что некоторые заказы выглядят необязательными и затратными для бюджета.

Особенно возмутил думцев, по информации издания,  прошедший минувшей зимой тендер на улучшение имиджа московского метро на сумму 227 млн рублей. За эти деньги McKinsey должна будет «разработать стратегию метрополитена», «определить его миссию», нарисовать новый логотип с учетом «эмоциональных и функциональных преимуществ бренда», изменить внешний и внутренний вид вагонов и форму сотрудников.

Депутат от «Единой России» Валерий Трапезников заявил «Известиям», что руководство метро и департамент правительства Москвы должны отказаться от подобных тендеров, а другие заказы передать отечественным специалистам. Если это не будет сделано в ближайшее время, Трапезников обещает обратиться к мэру Москвы Сергею Собянину.

— У нас своих компаний выше крыши. Я не могу понять, зачем мы даем зарабатывать американской компании? В чем логика? — возмущается Трапезников.

В начале года российская «дочка» американской компании в очередной раз выиграла конкурс — на разработку стратегии управления небилетными доходами. Двух других участников тендера, имеющих российских собственников, руководство метрополитена отстранило «из-за отсутствия требуемой документации». Теперь метрополитен заплатит за стратегию американцам 135 млн рублей.

Конкурсы на право сотрудничать со столичной мэрией McKinsey не раз выигрывала на безальтернативной основе. Наблюдатели подмечали, что некоторые условия госзакупок были «идеально прописаны под конкретную компанию». Среди таковых блогеры уже называли конкурс на концепцию функционирования смарт-карты, прошедший в 2013 году. Заявка на него поступила только от McKinsey. Запуском нового носителя занялось ООО «Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс» по контракту с подведомственным департаменту Максима Ликсутова ГУП «Мосгортранс». Оно же станет мозговым центром коммуникационной кампании, призванной рассказать москвичам о преимуществах электронного кошелька. За эту услугу консультанты получили почти 200 млн рублей.

По заказу департамента транспорта американцы разрабатывали и программу развития московского такси, как и программу общественного транспорта столицы в целом. Для «Мосгортранса» компания разрабатывала стратегию повышения операционной эффективности. Сумма контрактов — несколько сотен миллионов рублей.

Один из замов Максима Ликcутова Алина Бисембаева при этом несколько лет трудилась именно в McKinsey. Этот факт ее биографии отражен в справке на сайте ведомства. А сам Ликсутов работал с McKinsey еще до прихода в мэрию, занимая высокие посты в крупных транспортных компаниях.

Сейчас ограничений для иностранных компаний по участию в конкурсах на заказы от мэрии не существует, добавляет Трапезников.

- Сложно себе представить, чтобы руководство нью-йоркского метро пригласило заниматься имиджем специалистов из Москвы, — говорит парламентарий.

Депутат Госдумы от «Единой России» Михаил Старшинов поддерживает своего коллегу Трапезникова. По мнению Старшинова, разрабатывать любые программы развития в России должны отечественные компании.

- Президент прямо сказал в своем обращении к Федеральному собранию, что бюджетные деньги должны обеспечивать рабочие места сотрудникам российских компаний, — напоминает Старшинов.

Если потребуется, единороссы подготовят и внесут все необходимые изменения в законодательство, добавляет депутат.

В пресс-службе столичного метро заявили, что контракты с McKinsey были заключены в соответствии с законом.

-  Конкурс был объявлен в октябре 2013 года, принять в нем участие могли все желающие. Информация о процедуре и результатах конкурса в соответствии с законом представлена в открытом доступе. Заявка компании McKinsey получила максимальный итоговый рейтинг, — заявили в пресс-службе метрополитена.

Официальный представитель McKinsey Наталья Мироевская в разговоре с «Известиями» от комментариев отказалась.

-  Мы не подтверждаем и не опровергаем, что мы работаем с тем или иным клиентом. Поэтому ничего не комментируем, — сказала Мироевская.

«Известиям» удалось дозвониться до самого Максима Ликсутова, однако комментировать контракт с американской компанией чиновник также отказался.

Контракт с метро — не единственный подряд, который McKinsey получила у бюджетных учреждений. На официальном сайте McKinsey указано, что у агентства в России «широкий круг клиентов», в том числе среди органов государственной власти.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что ставка руководства метрополитена на зарубежных консультантов ошибочна.

- Изменение логотипа и прочие фишечки не сработают, когда в работе метро есть реальные проблемы, — считает Калачев.

Другие опрошенные «Известиями» специалисты также считают, что деньги стоит тратить не на имидж московского метро, а на его модернизацию. Они обращают внимание на то, что в последние месяцы практически каждую неделю пассажиры терпят неудобства из-за остановок движения по техническим причинам.

- Электросистема является одним из уязвимых место метрополитена, большинство кабелей в подземке не только физически износились, но и морально устарели, — считает председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин. 


- Прошлогодние ЧП в большинстве своем были вызваны обветшавшими электрокабелями.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram