Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → live

«Мы испытали слишком большое снижение стоимости рубля»

, 17:06

Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что рубль теперь очень сильно укрепился. Вместе с тем, глава Минфина высоко оценил действия ЦБ по стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Вопрос: «Что нам стоит рубль построить?»

 

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков, председатель Всероссийского Совета региональных банковских объединений, доктор юридических наук, членкор РАН:

«Ситуация с ценами на нефть - это опять же политика, а не экономика»

- Я не считаю, что рубль слишком сильно укреплен. Может быть, кому-то из участников рынка это и не нравится, но, по-моему, рубль был слишком недооценен.

Так что его восстановление кажется мне вполне уместным, и я бы только приветствовал даже дальнейшее укрепление рубля...

Другое дело, что высокая волатильность, конечно, является недостатком. Ведь скачки вверх-вниз негативно влияют на многие процессы. Так что более постепенное укрепление рубля, я думаю, было бы очень даже невредным.

Хотя понятно, что для экспортеров или для кого-то еще это будет не самый желательный путь. Но с учетом того, что мы испытали слишком большое снижение стоимости рубля,  желательно, чтобы он еще больше вернулся на прежние позиции.

То есть вернулся бы ближе к прежним позициям, насколько это возможно. Так что стоимость за доллар и 50 рублей, и 45, и даже, может быть, чуть ниже не казалась бы мне очень сильной...

Что касается дальнейших резких колебаний рубля, то я надеюсь, что у нас хватит возможностей для того, чтобы их не было.   

Ведь резкие колебания валюты являются не только результатом каких-то экономических причин, но и результатом панических реакций населения, юридических лиц. Так что нам надо это нивелировать и придавать рынку большую устойчивость.

У меня нет опасений, что просядет резервный фонд, тем более что к валютным колебаниям это сейчас уже не имеет никакого отношения. Ведь резервный фонд не используется на поддержание курса.

Прошли ли мы пик падения рубля? Дело в том, что существует столько многофакторных причин, влияющие на курс рубля: это и экономика в целом, и стоимость нефти, и санкции... Так что гадать здесь совершенно бессмысленно.

Я надеюсь, что мы прошли этот пик, более того, надеюсь, что будет даже укрепление рубля. Но это всего-навсего надежды, и я ничем не могу их обосновать потому, что я не мог предположить того, что, скажем, произойдет на Украине, не мог предположить эти санкции и т.п.

Правда, единственное, что я мог предположить, так это рецессию, а вот все остальное...

Да и ситуация с ценами на нефть - это опять же политика, а не экономика. Сейчас все зависит от того, каково будет отношение к Ирану, к Ираку, и где и какие конфликты еще могут вылезти наружу. Будет ли это Сирия, другие арабские страны...

Как я могу гадать, какова будет цена на нефть? Я надеюсь, что там, где нефть связана с развитием международной мировой экономики, ее цена будет расти. Ведь мировая экономика сейчас все-таки показывает некие тренды в сторону развития.

Поэтому будет и спрос на нефть, правда, в той степени, в какой на это может повлиять сланцевая нефть. Но пока каких-то резких изменений, то есть снижения цены, в этой части не предвидится. Ведь не такая это дешевая вещь – сланцевая нефть.

Конечно, хорошо рассчитывать на то, что если растет экономика, то, стало быть, будет расти и цена на нефть. Но это - если не произойдут какие-то политические катаклизмы, которые регулярно перечеркивают весь этот рынок и при которых на поверхность выходят лишь политические аргументы...

Что касается неких пророчеств о гибели доллара, то всё это - такие глупости!.. Когда начинают предрекать доллару какие-то трагические сценарии, меня это больше всего смешит и на эту тему я даже разговаривать не хочу...

Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, кандидат экономических наук:

«Распад империи будет сопровождаться распадом, падением и обрушением валюты»

- Мое мнение такое: нам не нужен ни укрепляющийся, ни падающий рубль. Нам нужен стабильный рубль, позволяющий бизнесу планировать свою деятельность, определяться, насколько эффективны будут затраты, осуществляемые, скажем, в рамках того же импортозамещения.

Если рубль укрепляется, то под угрозу ставится импортозамещение потому, что выгоднее становятся уже импортные товары. Но если рубль сильно падает, то, соответственно, дорого покупать оборудование, которое необходимо в том числе и для модернизации нашей экономики.

Вот эти болтанки рубля то в одну, то в другую сторону не сулят ничего хорошего нашей экономике прежде всего потому, что это не позволяет бизнесу планировать свою стратегию.

Ну, и плюс население, которое все время дергается: то снимает деньги в банках, превращая их в валюту, то опять покупает рубли....

В общем, пока у нас сейчас такое положение, то укрепление рубля действительно чрезмерно, поскольку оно опять вносит неопределенность в ситуацию на рынке. Более того, при этом никто не знает, будет ли обратный процесс...

То есть я бы сказал так: искусство власти, а прежде всего – финансовых властей сегодня заключается в том, чтобы своими инструментами обеспечить стабильность рубля.

Да, сейчас он действительно переукрепляется, поскольку ставит под угрозу исполнение бюджета, причем довольно напряженного, с учетом падающих доходов от снижения цены на нефть. Ну, и еще он вносит неопределенность в действия потенциальных инвесторов в импортозамещение.

Что касается цен на нефть, то жизнь показывает, что пик падения прошел. Что ж, болтанка рубля пока тоже будет, но она примерно в том коридоре, который сейчас задан, начиная пятьюдесятью рублями за доллар и заканчивая семьюдесятью.

Цена на нефть, к сожалению, волатильна, а наш рубль привязан к ней, и, это, естественно, влияет на него. Но при этом задача властей, на мой взгляд, все-таки заключается в том, чтобы, даже несмотря на всю зависимость от цены на нефть, обеспечить стабильность рубля.

А вот просядет или нет наш резервный фонд - это уже зависит от искусства Центрального банка. Укрепляющийся рубль как раз позволяет пополнять резервный фонд для того, чтобы стабилизировать ситуацию на валютном рынке.

То есть власти могли бы в этот период как раз еще более наполнить наши резервы, с одной стороны, не давая рублю укрепиться, а с другой - увеличивая тот ресурс, который при падении рубля позволяет тоже поддерживать его на необходимом уровне.

Что касается того, что доллар в глобальной перспективе может «сдуться»... Знаете, я думаю, что это дело не ближайшего будущего, но, в принципе, распад империи будет сопровождаться распадом, падением и обрушением валюты, которая эту империю и подпитывает.  

Все империи рано или поздно разрушаются, значит, разрушится и американская. Да, сейчас США - это самая мощная страна в мире, это реально империя, которая косвенно или прямо, но постоянно везде себя проявляет. События на Украине – яркий тому пример. Но все равно это не вечно...

Полагаю, что довольно-таки быстро всё это разрушится. По паритету покупательной способности ВВП Китая больше, чем, США, а ВВП стран БРИКС в совокупности - тем более больше.

Как бы там ни было, но есть закон равновесия жидкости в сообщающихся сосудах, и то же самое происходит в мировой, глобальной экономике. То есть происходит перетекание могущества, власти и силы в те экономики, которые сейчас недобирают.

Есть Индия, Бразилия, Китай, Аргентина, и следом - Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Африка... Так что будущее - за ними. Соответственно, они, укрепляясь, будут ослаблять доллар...

Павел Медведев, финансовый омбудсмен, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, профессор:

«Выжить при тех неприятностях, которые вызваны падением рубля»

- Что ж, Силуанову, конечно, виднее. Но мне бы хотелось, чтобы рубль укрепился еще больше. Ведь мои заявители, ну и, например, я, моя семья, тоже страдаем от того, что очень сильно выросли цены.

А ведь они в значительной степени выросли из-за того, что рубль просто провалился. Так вот когда он укрепляется, есть надежда на то, что цены все же отработают назад.

Конечно, эта маленькая надежда, но по некоторым типам, «сорторазмерам», как говорил один снабженец, цены, возможно, откатятся; ну, немножко по компьютерам, по телефонам, бытовой технике...

Возможно, цены снизятся еще и на еду, правда, это маловероятно, зато очень вероятно, что они затормозятся, - и это уже хорошо! Мои заявители очень страдают, они просят меня помочь с реструктуризацией кредитов. 

Ведь даже если не меняются номинальные зарплаты, все равно падают их доходы (хотя и номинальные зарплаты сейчас тоже меняются). Но это - такая краткосрочная мечта.

А долгосрочная мечта - это, конечно, выжить при тех неприятностях, которые вызваны падением рубля. Но долгосрочная мечта не может быть основана только на сиюминутных ценах. Ведь если рубль проваливается слишком сильно, тогда нет надежды на модернизацию экономики, то есть на улучшение среднесрочной или долгосрочной перспективы.

Поэтому я все-таки склонен думать, что министр лучше меня понимает, что хорошо, а что плохо...

К сожалению, возможны и дальнейшие резкие колебания рубля, ведь пока не принято никаких мер для противодействия этому.

Но даже если правительство и претендует на то, что такие меры приняты, то эффекта пока нет, такого эффекта, который бы поставил нашу экономику на «несколько ног». Ведь она по-прежнему стоит на одной ноге, сделанной из трубы...

Так что колебания рубля, конечно, очень возможны. Но если «выбросить» нефть Ирана, если, дай бог, не будет войны, которая закручивается на Ближнем Востоке...

Ну и, конечно, американцы вот-вот получат разрешение на ввоз своей нефти в Европу. И тогда, боюсь, могут начаться сильные колебания её цены не в нашу пользу...

Есть большой риск того, что нефть опять будет падать в цене. Сейчас напряжение на Ближнем Востоке из-за того, что американцы еще не получили разрешения везти свою нефть в Европу.

Так что перспективы ближайших недель связаны именно с этими факторами: будет или не будет война, договорятся ли окончательно с иранцами?

Правда, я думаю, иранцы не смогут быстро нарастить добычу нефти. Но уже сам факт того, что мировой рынок будет готов принимать их нефть, отрицательно повлияет на цену...

А еще эти ожидания, что американцам разрешат везти нефть в Европу... США еще не довезут нефть до Европы, а выдача такого разрешения уже очень отрицательно повлияет на цену!

Что касается доллара, то в каком-то смысле он сейчас стал еще более сильной валютой, чем, скажем, год или два тому назад. Причина - опять же «количество ног в экономике»...

Американская экономика уж точно стоит не на одной ноге, а, наверное, на двадцати пяти, если не большем количестве ног. И американская экономика обгоняет европейскую.

Поэтому вторая мировая и вторая по качеству и по важности валюта – евро, как известно, в последнее время очень сильно отстает от доллара.

Опять же, неизвестно, прошли ли мы пик падения рубля? Повторяю, мы по-прежнему очень сильно зависим от цены на нефть. Правда, это далеко не единственный фактор...

Как известно, некоторое время назад прошел такой слух, что, дескать, рубль «отцепился» от нефти. Но это неправда.

Да, на цену рубля относительно доллара и относительно евро оказывают влияние несколько факторов. Но фактор стоимости нефти остается очень важным.

И если другие факторы обычно не подавляют этот временный фактор, как это происходит сейчас, то тогда тем, у кого есть валюта, нужно ее продавать.

Это нужно делать сейчас для того, чтобы заплатить налоги, а потом, 27-28 апреля, этот этап будет пройдет и этот временный фактор перестанет играть в пользу рубля, но начнет играть против него.

Ведь те рубли, которые будут накапливаться, «агенты» экономики отчасти будут превращать в валюту. Поэтому валюта будет дорожать, а рубль дешеветь...

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram