Страшнее «Правого сектора» может быть только Кэтрин Эштон! Еврокомиссар уже потребовала от великоразумных членов этой организации сдать оружие… О положении дел на Украине размышляет директор Фонда эффективной политики Глеб ПАВЛОВСКИЙ:
«Это своего рода штурмовые отряды»
- Либо в Киеве будет правительство - и тогда не будет «Правого сектора», либо будет «Правый сектор» - и тогда уже не будет правительства. В нынешнем виде «Правый сектор» фактически представляет собой некую сетевую, а значит не централизованную организацию. Это своего рода штурмовые отряды, которые не совместимы ни с одним, пусть даже очень либеральным полицейским порядком.
Но даже в самом Киеве сейчас нет полицейского порядка, и поэтому правительство не может доказать, что оно контролирует страну. А ведь для него это является вопросом жизни и смерти!
Так что я думаю, что либо оно добьется устранения с политической арены «Правого сектора», либо самому правительству придется уйти.
«Победители всегда стремятся удалить радикалов»
Думаю, что Авакову может удаться запрет «Правого сектора». Ведь сам выход на открытую сцену «Правого сектора» в его нынешнем виде стал возможен только в результате этой украинской революции. Что ж, это и некий шлак революции, и отчасти ее продукт...
И теперь, когда снят вопрос о том, а кто же будет хозяином результата революции, возник некий узкий мостик, по которому уже не разойтись… Ведь победители всегда стремятся удалить радикалов со сцены.
Я думаю, что они и постараются это сделать, а западные партнеры их в этом, конечно, будут поддерживать. Кстати, в этом нынешние власти будет поддерживать и украинский обыватель, который еще меньше, чем русские, любит, когда по улице ходят вооруженные парни.
«Сила «Правого сектора» очень преувеличена»
Что касается претензий Яроша на пост президента, то для него это просто страховка. Если он будет зарегистрирован, это даст ему некоторую гарантию безопасности на период президентских выборов и поможет в пропагандистской раскрутке. Правда, я не могу сказать, будет ли он зарегистрирован.
Что касается возможных попыток их разоружения, то, повторяю, это не централизованная организация, и, по-моему, сила «Правого сектора» очень преувеличена. То есть, они реально сильны, когда бездействует полиция, а в случае, когда начинается восстановление порядка, их неизбежно выдавливают.
Не думаю, что в случае попыток их разоружения начнется гражданская война потому, что их вряд ли поддержит какая-то гражданская часть Украины. Рейтинг Яроша составляет меньше одного процента, - и это уже само по себе говорит, что для гражданской войны нет места.
«Слабость правительства Украины является симптомом его нелегитимности»
Сейчас главная проблема заключается в слабости правительства, которое не способно разоружить всех этих неформалов. Кстати, именно эта слабость является и симптомом нелегитимности. И Россия будет более уверенно настаивать на нелегитимности правительства Украины, если оно не способно справиться с радикалами.
«В этом случае более вероятно вмешательство России»
Само положение вещей, когда по улице ходят эти вооруженные националисты, создает возможность для того, чтобы в ответ ходили вооруженные формирования противоположного характера, скажем, защитники русскоязычного населения. А вот это уже очень опасно, поскольку создается риск гражданского противостояния, и в этом случае более вероятно вмешательство России.
Поэтому само киевское правительство должно быть заинтересовано в том, чтобы подавить эти симптомы возможной гражданской войны.
«В качестве лидера радикалов Тимошенко никому не нужна»
Я не думаю, что возможен некий альянс Яроша и Тимошенко. Она сейчас и так находится в сложном положении, а если войдет с ним в некий альянс, то просто устранит себя из числа значимых кандидатов. Ведь тем самым Тимошенко просто обрушила бы свой рейтинг. В качестве лидера радикалов Тимошенко никому не нужна, и тогда она просто сделает большой подарок Петру Порошенко.
«Укровосток фактически не имеет своего кандидата»
Думаю, что «Правый сектор» не является для Украины серьезной проблемой. А вот действительно серьезной проблемой украинских выборов является то, что Укровосток на них фактически не имеет своего кандидата.
Да, есть несколько таких кандидатов, как Добкин, Симоненко, Тигипко, но никто из них не имеет шансов быть единым кандидатом от регионов Юго-Востока Украины. А вот здесь Янукович теоретически мог бы попытаться вернуть свое положение...
Но, боюсь, что это уже практически невозможно: он себя дискредитировал в том числе и в Донецке, и теперь я не вижу, что он вообще может сделать на Украине. Конечно, он рассчитывает на то, что обстановка хаоса, которая все еще сохраняется в некоторых регионах, может стать для него некой сценой, что по нему соскучатся. Я, кстати, тоже думаю, что по нему соскучатся, но все-таки не сейчас, а через пару-тройку лет. Сейчас же Януковичу ничего не светит.
«Крым для Украины уже отрезанный ломоть»
Что касается Крыма, то это для Украины уже отрезанный ломоть, хотя сама Украина с этим, конечно, никак не согласится. Для Украины на долгие годы это будет очень серьезной травмой и центральным пунктом в будущей политической жизни.
То есть, любой политик будет определяться именно по отношению к Крыму – что он предлагает для того, чтобы вернуть Крым, и как будет вести себя по отношению к Крыму. Это будет очень важным фактором во внутренней жизни Украины, который со временем может превратить большую часть наших прежних друзей на Укровостоке в наших противников.
«У нас после 1991 года была серьезная травма по поводу отделения Украины»
Несомненно, что какая-то часть русскоговорящих украинцев не простят нам Крым. Это надо понимать, и России надо разрабатывать собственную политику по отношению к этому вопросу, поскольку это будет серьезной проблемой в российско-украинских отношениях.
А у нас после 1991 года была очень серьезная травма по поводу отделения Украины, а вот Крым для России никогда не был какой-то отдельной особой травмой. И вообще мы тоскуем по Киеву, а не по Крыму…
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции