Главы правительств России и Китая Дмитрий Медведев и Ли Кэцян по итогам переговоров в Пекине подписали два десятка документов, в частности, премьеры приняли совместное коммюнике. Кроме того, Медведев назвал интересным опыт Китая по борьбе с коррупцией, уточнив, что китайские методы не могут полностью подойти России. Специально для «АН» на вопрос «И какой опыт будем перенимать?» отвечают…
Татьяна Москалькова, зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор полиции:
«Мы отстроили беспрецедентное законодательство по борьбе с коррупцией!»
- Надеюсь, Медведев не предложил публичную смертную казнь? Хотя нередко раздаются голоса, что подобная мера была бы уместна и в России.
Китайцы всегда очень жестко боролись с коррупцией, и нам, конечно, тоже известны публичные казни на площади с трансляцией по телевидению. Однако коррупция - такая Гидра, что это ее вряд ли испугает. Она постоянно мутирует и приобретает новые формы.
Самый главный стимул борьбы с коррупцией – это собственный пример честной и скромной жизни руководителей всех звеньев, начиная от первого лица – и далее.
Сегодня мы отстроили просто беспрецедентное законодательство по борьбе с коррупцией! При президенте Медведеве у нас впервые был принят комплексный закон, мы впервые ввели очень высокую ответственность взяткодателей (ведь всегда был акцент и ответственность получателей взятки, а не того, кто провоцирует и дает ее); мы ввели стимулирующее наказание – с зачетом штрафных санкций, повышением ответственности и т.п. А чего сегодня нет – так это конфискации имущества у тех, кто осужден за коррупцию.
Мне кажется, что для человека, который склонен к незаконному обогащению, лишение имущества, счетов и т.п. было бы серьезным наказанием. Понимая, что должностные лица, которые склонны к коррупции, стараются перевести свое имущество на близких родственников, видимо, нужно рассмотреть вопрос об ответственности этих родственников – как и при каких условиях на них было переведено это имущество.
Так что сегодня из рычагов, не задействованных в борьбе с коррупцией, могла бы быть конфискация - как дополнительная мера наказания при вынесении обвинительного приговора по коррупционному делу.
Ян Чжэн, шеф-корресподент корпункта газеты «Гуанмин Жибао» (Китай) в Москве:
«Примерно десять лет назад за коррупционные злоупотребления был расстрелян заместитель спикера»
- Какая коррупция в России, наверное, лучше знают сами россияне. Что касается коррупции в Китае, то борьба с ней у нас в данный момент является одной из главных задач. В последние годы наши партия и правительство уделяют очень большое внимание этой борьбе.
Примерно десять лет назад за коррупционные злоупотребления был расстрелян заместитель спикера Всекитайского собрания народных представителей. Также был снят с должности секретарь горкома Шанхая, а до этого был снят с должности заместитель председателя горкома Пекина, а ведь они были членами Политбюро.
Совсем недавно был снят с должности тоже член Политбюро Бо Силай, являвшийся секретарем горкома Чунцина. Он приговорен к пожизненному заключению и сейчас сидит в тюрьме. 25 октября состоится заседание суда, где будут рассматривать его апелляцию, но вряд ли ему удастся изменить наказание, потому что он совершил очень существенные экономические преступления. А ведь все это касается, как у вас говорят, высших эшелонов власти.
Что касается, скажем, уровня министров или региональных чиновников, то и там тоже много людей понесло уголовную ответственность. Короче говоря, борьба с коррупцией в Китае продолжается и будет продолжена и в будущем. Наш народ очень приветствует ее результаты, иначе люди просто не будут довольны.
Михаил Мейер, президент Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор исторических наук, профессор
«Хорошие экономические отношения и взаимное понимание вопросов общей стратегии политической ситуации»
- У наших стран должны быть хорошие экономические отношения и взаимное понимание вопросов общей стратегии политической ситуации, которая существует в мире. Это и есть та основа, на которой мы могли бы базировать наше дальнейшее сотрудничество. Я имею в виду больше прагматики – с учетом и наших собственных интересов, и интересов Китая.
Сергей Лузянин, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН по науке, руководитель Центра стратегических проблем северо-восточной Азии и ШОС ИДВ РАН:
«Позиции обеих стран либо совпадают, либо близки друг к другу»
- Главным в отношениях между нашими странами является то, что в последние годы сформировался российско-китайский тандем по предотвращению (или купированию) кризисных региональных международных ситуаций.
Российско-китайское сотрудничество в Совете Безопасности ООН фактически купировало на данном этапе большую войну на Ближнем Востоке. Так что в глобальном и в региональном международном смысле нынешние отношения России и Китая достаточно продвинутые, и позиции обеих стран либо совпадают, либо близки друг к другу.
А вот что касается объема китайских инвестиций в российскую экономику, то по сравнению с китайскими инвестициями в другие регионы мира он невелик. На мой взгляд, здесь есть свои внутренние российские причины, а также не очень большое желание китайских инвестиционных компаний вкладывать в перспективные сферы экономики России.
Но создан российско-китайский инвестиционный фонд, и визит Медведева тоже должен усилить или активизировать работу этого инвестиционного фонда.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:
«Государственная система в Китае находится не в таком плачевном состоянии, как у нас»
- На самом деле опыт Китая в борьбе с коррупцией очень интересен. Да, мы можем применить что-то из этого опыта, но надо понимать, что китайская система управления более эффективна и жестко выстроена, у нее есть мотивация и идеология.
Коррупция опасна везде, но в Китае она носит очаговый, а не тотальный характер. А вот что касается так называемой низовой коррупции, то в КНР она не развита. У нас же существуют все уровни коррупции - и какой же опыт в борьбе с коррупцией в Китае нам перенимать – расстрелы?
Я думаю, что единственное, что мы можем перенять, так это ужесточение наказания и конфискацию незаконно нажитого имущества – как это и происходит у китайцев. Но мы об этом говорим давно и готовим соответствующие предложения руководству страны. Например, для того чтобы было ослабление наказания или его замена на условно-досрочное, коррупционер должен возместить ущерб, - вот это нам подходит. А остальное…
Надо понимать, что государственная система в Китае находится не в таком плачевном состоянии, как у нас. И самое главное, что в Китае есть национальная идея, которая была сформулирована много тысячелетий назад. А у нас с этим пока туго, и зачастую мотивацией как раз и является коррупционная составляющая.
Дмитрий Мосяков, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН:
«Очень важно постоянно поддерживать переговорный механизм»
- Сохранение атмосферы постоянного переговорного процесса дает надежду на то, что возникающее напряжение в сфере экономики, по ценам на газ, которые так долго и трудно согласуются, китайской экономической экспансии в Средней Азии, может сглаживаться.
Так что очень важно постоянно поддерживать переговорный механизм, постоянно находиться в контакте с китайскими властями, и тогда эти проблемы не загоняются куда-то вглубь и не начинают влиять на общую структуру отношений.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции