Аргументы Недели → История № 6(196) от 18.02.2010

Ключи от Мемеля

«Судетский вариант» у берегов Балтики

, 20:27

Из донесений разведки

29.10.1938 г. посол Чехословакии в Литве информировал свой МИД о следующем: «На территории Мемеля уже явно царит предвыборное настроение. Судя по всему, немцы поставят во главе своего «единого списка» д-ра Неймана. Его называют мемельским Генлейном. (...) Берлин открыто вмешался в конфликт. Наш почетный консул описал мне положение довольно пессимистично: «Через сутки (после выборов. - Ред.) здешние люди наденут коричневые рубашки». По его мнению, Литва недостаточно связала Мемель экономически, а политически тоже не приковала к себе».

Балтийская жемчужина

Мемель - это нынешняя Клайпеда. Сейчас литовская, еще недавно - советская, а до этого...

Город основали в 1242 г. рыцари Ливонского ордена на земле куршей - балтского племени, которое считают «своим» и литовцы, и латыши. Дальше пролистываем несколько веков здешней истории, лишь зацепимся глазом за любопытный эпизод: в 1757 г. во время Семилетней войны восточнопрусский Мемель был осажден русскими войсками, и городские власти в конце концов отдали ключи от города русскому адмиралу графу Фермору. Этот эпизод описан В. Пикулем в романе «Пером и шпагой», ключи можно увидеть в Питере в Музее артиллерии и ракетных войск.

Клайпеду называют «балтийской жемчужиной»: курортная зона, незамерзающий порт. Понятно, что и в ХХ веке ключи от этого города хотели заиметь многие.

Литовцы против Антанты

После Первой мировой рухнула Германская империя. Участь мертвого льва - его тушу рвут на части другие хищники. А тут такой лакомый кусочек! Кому Мемель достанется, решили обсудить позже, а до поры до времени город обозначили как «находящийся под коллективным управлением стран Антанты». В 1920-м ввели маленький (200 штыков) французский гарнизон, а текущие вопросы решало местное самоуправление - «директория». Собственно, тогда впервые в «новой истории» обозначилась ключевая роль Мемельского городского самоуправления в судьбе города и прилегающего края.

При этом население Мемеля было в основном немецким, хотя и прежней Германии уже не было. В 1922-м жители Мемельской области потребовали объявить Мемель «вольным городом» - вроде Данцига (Гданьска), где сложилась похожая ситуация. И Антанта согласилась - лучше так, чем дележки и головная боль.

Только рухнула после Первой мировой не только Германская, но и Российская империя. На ее обломках образовались новые государства, в том числе - Литва. «Вольный город Мемель» примыкал к ее границам, а часть населения была и литовской тоже. Потому Вильнюс спровоцировал в 1923-м в Мемеле «народное восстание». «Народ», состоявший из переодетых литовских солдат, потребовал присоединения края к Литве.

Соседние страны занервничали. Решила вмешаться Польша, уже оттяпавшая у Литвы Вильно. В ответ Москва подтянула войска к границе.

Пять дней в Мемеле шли бои. Дрались «повстанцы» с французами (ошарашенные и безоружные немцы сидели тихо). «Повстанцев» было больше, они победили. Тут уже оскорбилась Антанта. Франция и Англия послали к Мемелю эскадру, высадили десант. Одновременно шли дипломатические переговоры с Каунасом (столицей тогдашней Литвы). В конце концов, решили: ладно, пусть Литва Мемель забирает (как утешительный приз за потерянный Вильнюс) - но с гарантиями для местного немецкого населения.

Немцы против литовцев

Пролистываем пару страниц литовской истории. Заметим лишь, что как полагается молодому, амбициозному государству, Литва думала о своих интересах и всячески старалась этот край «олитовить». А немцы сопротивлялись - из-за чего постоянно возникали эксцессы. Но деньги вкладывались - и Клайпеда при литовцах стала современным портом, обеспечивавшим треть национального ВВП.

А в 1933-м в Германии к власти пришел Гитлер. «Немецкий экономический рывок», «национальные чувства» - в общем, среди мемельских немцев в Литве начались те же процессы, о которых «АН» как-то говорили, вспоминая историю судетских немцев (№8-2008). 12 декабря 1938 г. в Клайпеде (а для немцев - в Мемеле) предстояли выборы в «сеймик» - так сейчас называлось городское самоуправление. От его исхода слишком многое зависело, и информация о ситуации в городе ложилась на стол и Гитлеру, и Сталину (один из примеров - приведенное нами донесение).

Ход событий

Выборы конечно же закончились победой «немецкой партии», которая немедленно заявила о желании местных жителей «воссоединиться с родиной». Спорить с Гитлером у Каунаса желания не было. 20 марта 1939 г. правительство Литвы приняло ультиматум Берлина о присоединении Мемеля и Мемельской области к Германии - в обмен на «свободную зону» в порту и «режим наибольшего благоприятствования» в германо-литовской торговле. В город вошли немецкие танки, приезжал и произносил речь Гитлер. Мемель стал крупной немецкой военно-морской базой.

...В январе 1945-го Мемель - как крупную немецкую базу - взяли советские войска. В августе 1945-го в Потсдаме лидеры держав-победительниц решали среди прочего судьбу бывшей Восточной Пруссии. Мемель (Клайпеда) отошел СССР. В 1948‑м Клайпедская область вошла в состав Литовской ССР в составе СССР. Немецкое население - расплата за грех соблазненности нацистами! - в основной массе или само ушло в войну, или было выслано в Германию.

И тут - уже сегодня - возникает одна исторически-правовая закавыка, о которой напоминают время от времени российские публицисты-державники. Если в 1938‑м Литва сама (по крайней мере, уж точно без советского давления, в порядке пусть вынужденного, но делового соглашения) отдала Мемель-Клайпеду Германии... Если сегодняшняя Германия подчеркивает, что не претендует на былые восточнопрусские земли... Если Литве Клайпеда досталась от СССР... Если нынешняя Литва заявляет, что в СССР была включена незаконно и она - правопреемница Литвы довоенной, а не советской... То логично Вильнюсу и отдать так юридически-двусмысленно доставшуюся ему «балтийскую жемчужину» правопреемнику СССР - России! Тут, правда, есть контрдоводы. Например, закрепивший статус-кво договор о границе между Литвой и Калининградской областью от 1992 года. Или то, что присоединение Мемеля Германией было осуждено на Нюрнбергском процессе. Что ж, пусть спорят дипломаты и юристы.

Но сам‑то вопрос интересен?

Комментарий документа с точки зрения спецслужб

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram