Московские власти хотят внести в Жилищный кодекс поправку, которая позволит принудительно расселять ветхие хрущёвки. А группа депутатов-единороссов представила в Госдуму законопроект, разрешающий переселять жильцов аварийных домов… в другие населённые пункты.
«Чтобы освободить одну-единственную старенькую пятиэтажку, требуется множество судебных процессов, – сетует глава департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин. – Выселить жителей принудительно не позволяет закон. Мы предлагаем внести в Жилищный кодекс изменение: если за снос и переселение проголосовали две трети жильцов, все остальные должны подчиниться».
Законопроект, внесённый в Госдуму ЕР, предлагает расселять жителей ветхих домов без привязки к городу и региону. По мнению авторов проекта, обеспечить граждан комфортным и доступным жильём мешают ограничения. Однако из документа можно предположить, что из московской хрущёвки человека можно будет переселить, например, в посёлок под Мурманском или станицу Краснодарского края. Разумеется, с его письменного согласия. И это ни в коей мере не будет противоречить предложенному закону.
Письменное согласие – вопрос неоднозначный. «Подделка протоколов общих собраний жителей является уголовным преступлением. Но привлечь за неё к ответственности почти невозможно. И если передать вопрос расселения «большинству», это развяжет руки всем, кто захочет выкинуть людей с лакомых кусочков земли!» – предупреждает муниципальный депутат Лефортово Александра Андреева. Допустим, что в один прекрасный день жителям принесут протокол о согласии 73% их соседей, подписанный каким-нибудь пьяницей или уголовником и инженером ГУ ИС. Посмотреть, как проголосовали на самом деле, не получится: людям скажут, что бюллетени хранятся в управе или местном «Жилищнике», – а потом там случится какое-нибудь «ЧП». Кстати, действующий Жилищный кодекс разрешает большинству решать только те вопросы, которые касаются домового имущества: подъездов, подвалов, но никак не личных квартир. Выбирая жильё, человек выбирает и жизнь, и будущее.
«Можно ли ставить вопрос переезда в зависимость от мнения соседей?! Это антиконституционно, – замечает Андреева. – Едва ли малознакомые люди должны решать, где будут учиться ваши дети и лечиться ваши пожилые родители». Но, увы, может так случиться, что все жизненно важные вопросы, например переселения, возьмут на себя посторонние. Представьте, по мнению департамента градостроительной политики, это вполне нормально!
Сегодня произвол чиновников ограничен пределами одного населённого пункта. Допустим, если человек переедет за МКАД, на новые московские территории. Законопроект о снятии ограничений, по всей видимости, позволит принудительно переселять и за тысячи километров от родного города!
«Делается всё, чтобы Москва перестала быть городом для москвичей. Людей выдавливают всеми возможными способами», – подводит итог муниципальный депутат Черёмушек Алексей Гусев. В Черёмушках сравнительно недавно снесли два дома – по адресам Профсоюзная, 30, и Нахимовский проспект, 61. Здания, из которых выселили людей, пустовали более двух лет. «Милосердные» коммунальщики регулярно селили туда гастарбайтеров. Жизнь соседних домов превратилась в кошмар. В опустевшие хрущёвки не раз приходили и районные депутаты, и полиция. Спустя немного времени мигранты возвращались на прежнее место. Незадолго до сноса здания на Профсоюзной, 30, произошёл пожар. После этого дом обесточили, но «гости» вернулись вновь.
Управа района сообщила жителям, что на месте снесённых хрущёвок будет физкультурно-оздоровительный комплекс или зелёная зона. Муниципальное собрание настаивает на втором варианте. «Черёмушкам очень нужны зелёные насаждения.Высотки на месте пятиэтажек грозят столице коллапсом. Старые районы города не смогут выдержать приток новых жителей», – объясняет Гусев. Там, где возводят 15-этажный дом, поликлиник, школ и детских садов больше не становится.
«Согласно Жилищному кодексу и закону о приватизации, как только в доме появляется хотя бы одна частная квартира, вся придомовая территория становится общей собственностью жителей. И даже если дом признан аварийным и его сносят, право собственности на земельный участок у людей остаётся. Именно они, собственники участка, должны решать, что будет построено на месте снесённого здания: парк, спортивная площадка или новый жилой дом, – обращает внимание муниципальный депутат Черёмушек Вячеслав Ванеев. – Чиновники об этом умалчивают, но жители должны понимать, что они имеют права не только на квартиру, но и на землю». Человека, знающего свои права, уже сложнее выселить за МКАД. Или переселить из квартиры в комнату в коммуналке.