Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 29(371) от 01.08.2013

Подлодка, «Орлёнок» и «Скат»

, 17:53

До сей поры малоизвестная в Москве и москвичам подводная лодка «Новосибирский комсомолец» внезапно всплыла в медийном море. Информация о временном закрытии музея ВМФ, созданного на её борту, породила слухи о том, что и субмарину вот-вот сдадут в металлолом. Защитники исторического прошлого уже резюмируют, что слухи о возрождении патриотического воспитания оказались слишком преувеличены. Впрочем, и о гибели мемориальной подлодки – тоже.

Временно недоступны

Последние пять лет списанная дизель-электрическая подлодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» пришвартована у причала Химкинского водохранилища на территории парка «Северное Тушино». Она одновременно и часть экспозиции музея Военно-морского флота РФ. Среди его экспонатов здесь также находятся единственный в мире транспортный экраноплан «Орлёнок» и десантно-штурмовой катер «Скат».

Но сегодня, увы, доступа к ним нет. «Музей закрыт. Охрана справок не даёт» – гласит одна из надписей на входе. На второй более мелким шрифтом поясняется, что «в связи с проведением строительных работ с 28 мая 2013 года временно прекращён приём посетителей на территорию музея», и снизу ещё ссылка на приказ Департамента культуры Москвы №378 от 27 мая 2013 года. К слову, на сайте музея закрытие экспозиции вообще списывают на Постановление Правительства Москвы от 19.12.2006 №1023-пп (ред. от 06.10.2009) «О дальнейшем развитии музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России в акватории Химкинского водохранилища». И если ему верить, то последний этап строительства здесь как раз упомянутого музейно-мемориального комплекса должен был завершиться ещё в прошлом году. Похоже, не успели.

Одно, правда, настораживает – на парковой дорожке у ворот музея припаркован автопогрузчик, рядом с которым – видавшая виды гаубица. То ли новый экспонат подвезли, то ли, наоборот, старый забирают. В утиль?!

«Охрана справок не даёт», но поговорить с ней, спустившись на причал, всё же удаётся:

«Здесь стройка идёт, – предварительно перевернув именной бейдж, рассказывает мужчина в форменной куртке парка – за его спиной суетятся рабочие, по развороченной дороге проезжает автокар. – На лодку нельзя, там даже свет отключён». – «Но ведь зимой она ещё работала!» – «Зимой она была отдельным государством, – шутит охранник. – А сейчас подчиняется парку, а здесь свои порядки». – «А в Интернете пишут, что её на металл порезать хотят!»

«Это ложь! – возмутились в дирекции парка «Северное Тушино». – Лодка – стратегически важный для нас объект, здесь расположены уникальные экспонаты. К тому же она приносит реальный доход»…

К слову, одиночная экскурсия на субмарину в дни её работы стоила 140 рублей, детей пускали бесплатно, а группе взрослых из 20 человек она обходилась в 3750 рублей, ещё 2950 – за визит на экраноплан и десантный катер. За отдельную плату – заказ профессиональной фото- и видеосъёмки, а за 15 тысяч здесь можно было даже отпраздновать день рождения.

«Сейчас здесь ведутся строительные работы – возводится двухэтажный музейный павильон со смотровой площадкой, – рассказали в пресс-службе ПКиО «Северное Тушино». – Но сказать точно, когда возобновятся экскурсии, мы не можем – всё зависит от подрядчика. Что за подрядчик – неясно. Пока, по документам, все объекты музея числятся на балансе Департамента строительства Москвы, но по завершении работ они будут переданы во владение ПКиО. Сегодня на территории музея орудуют землекопы в камуфляже – роют ямы, которые зияют по всей набережной. А кое-где уже установлены и фонари с солнечными батареями.

Есть мнение

Бывшие подводники из Новосибирска, Питера и Москвы писали письма в защиту музея. Самый активный среди них – капитан Iранга запаса, ветеран-подводник СФ, член Межведомственного совета по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, ответственный секретарь РОО «Морское собрание» г. Москвы Александр Кузиванов. Взволнованный дальнейшей судьбой подлодки, он предложил властям города передать музейный комплекс вместе с уникальными кораблями в ведение Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации «с последующим включением экспонатов в состав фондов Центрального музея Вооружённых сил страны».

Хочется верить, что такие защитники, как Кузиванов, не дадут субмарине втихаря уйти под воду.

Наша справка

Первый в Москве музей ВМФ создан по инициативе ветеранов-подводников, в 1999 году написавших письмо тогда ещё мэру Юрию Лужкову. Тот откликнулся на это предложение только в 2003-м, но сразу же выделили средства на покупку лодки, музей в которой начал работать в 2006 году.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram