Московская область традиционно считалась одним из самых экономически благополучных регионов России. Однако в начале этого года Министерство финансов Подмосковья озвучило беспрецедентные цифры: область задолжала бюджету Москвы четыре с лишним миллиарда рублей. Областные власти активно ищут пути решения возникшей проблемы.
По словам директора Института развития общественных финансов Владимира Климанова, долг сложился из средств, которые областное правительство не вернуло в московский бюджет за бесплатный проезд по столице для граждан из льготных категорий. Согласно порядку, установленному Законом о монетизации льгот, компенсировать транспортникам эти затраты должен бюджет того региона, на территории которого такой проезд предоставляется. При этом документ не учел специфику двух крупнейших российских регионов - Москвы и Подмосковья, между которыми идет постоянная миграция населения. Власти этих субъектов столкнулись с необходимостью оплачивать проезд «чужих» льготников по своей территории. Отменить льготы регионы не могли. До монетизации право на общий бесплатный проезд было закреплено в федеральных законах. Статья 153 Закона о монетизации гласила, что отменять льготы, установленные по состоянию на 31 декабря 2004 г., власти не вправе. Правительства Москвы и области встали перед необходимостью взаимной компенсации транспортных трат.
О порядке возмещения расходов область и столица договорились еще в начале 2005 года. Первое время взаимные долги удавалось гасить вовремя. Однако подмосковных льготников, которые бесплатно ездят по Москве, оказалось в десятки раз больше, чем столичных. Поэтому долговые обязательства области перед Москвой начали стремительно расти.
Сегодняшний объем долга в 4 млрд. рублей в основном сформировался за последние два года, когда область существенно пострадала из-за кризиса. В начале 2009 г. финансовые аналитики всерьез вели речь о подмосковном дефолте. Выбраться из ямы региону помогла только мощная финансовая поддержка из госбюджета. Тогда Москва несколько притормозила свои финансовые претензии. Однако сейчас выставлен жесткий срок погашения задолженности - 31 декабря 2010 года.
По заявлению министра финансов Московской области Татьяны Крикуновой, механизм погашения долга уже согласован с Москвой. Так, «живыми» деньгами планируется вернуть чуть больше 1 млрд. рублей. Остальное область отдаст имуществом - в первую очередь земельными участками.
Такой порядок - оптимальный выход для обоих регионов. По оценке Владимира Климанова, дополнительных средств кроме выделяемого миллиарда в бюджете Московской области все равно не найдется. Получить основную часть долга в виде новых территорий крайне выгодно и столичному правительству. Как пояснили в Департаменте имущества, речь идет прежде всего об участках, прилегающих к московским кладбищам. В Москве ощущается серьезный дефицит мест на погостах: свободные места остались только на одном - Перепечинском. Сейчас власти ведут переговоры о конкретном местонахождении участков и их окончательной стоимости.
По прогнозам экспертов, реализовать этот проект будет не так уж просто. В российском законодательстве нет механизма, который позволял бы покрывать межбюджетные долги имуществом. Это означает неизбежность громоздкой процедуры, когда область сначала должна будет продать Москве землю, а потом вернуть эти деньги в столичный бюджет. Кроме того, можно обсуждать и целесообразность приобретения земли именно под кладбища.
«Лично у меня есть опасения, что «прирезки» к московским погостам окажутся не решением проблемы дефицита мест, а стимулом к росту коррупции, - говорит Антон Беляков, депутат Госдумы, зам. председателя Российского земельного союза. - Уже сейчас свободные места на погостах порой выкупают неизвестные личности, а потом продают гражданам по десятикратным ценам. Никто не может гарантировать, что события не пойдут по такому сценарию.
Пока власти решают финансовые проблемы, подмосковные льготники продолжают ездить по Москве бесплатно. С января у области начала формироваться новая задолженность. При этом очевидно, что на пересмотр механизмов взаимного финансирования, который позволил бы уменьшить эти долги, Москва не согласится. Наличие задолженности - мощный политический инструмент давления московских властей на областные. Ю. Лужков и Б. Громов уже много лет ведут споры о том, кому принадлежат аэропорт «Шереметьево», некоторые дороги на территории области, район «Щербинка». Однажды «долговой» козырь обязательно сыграет в решении существенных политических вопросов.