Разведка неотделима от опасности и риска. Тайная война даже в мирное время не обходится без жертв. В последние годы за героизм и мужество удостоены Золотой звезды Героя 67 военных разведчиков, к сожалению, 25 – посмертно. Большинство из них – спецназовцы.
Обозреватель «АН» попросил рассказать о работе на Ближнем Востоке спецподразделений России, Ирана и Сирии полковника НОВИКОВА Артёма Борисовича.
Иранские уроки
Полковник Новиков недавно вернулся из Сирии. Раньше мы не раз пили с ним чай в афганском Баграме, чеченском селении Тусхорой, в приднестровских Бендерах… В горячих точках он не признавал никакого спиртного. И нашей журналистской братии на предложение выпить всегда отвечал словами из песни Владимира Высоцкого: «Нет, ребята-демократы, только чай!»
А вот теперь в своей московской квартире полковник расслабился. Артём Борисович в третий раз налил в рюмки водку. По традиции выпили не чокаясь, молча. Третий тост.
– В эту командировку в российском спецназе «двухсотых» не было, – сказал Новиков. – А вот у наших союзников – иранцев и сирийцев потерь хватало. Только за последнее время на сирийском фронте погибли 7 генералов Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). Такое громкое название в Тегеране дали своим силам специального назначения.
Честно признаюсь, обозревателя «АН» эта цифра удивила и озадачила. Неужели иранские генералы бегают с автоматами на поле боя, как простые солдаты? Сразу вспомнилось едкое замечание другого хорошего знакомого, генерал-майора Александра Вадимовича Суворова: «Бегущий генерал в мирное время у подчинённых вызывает смех, а в военное – панику».
Видя недоумение журналиста по поводу больших потерь среди руководящего состава иранского спецназа, Артём Борисович стал объяснять:
– Этому несколько причин. Во-первых, иранский и сирийский спецназ сейчас находится в самом пекле наступательной операции войск президента Асада. Нередко именно они проводят разведку боем. Отсюда и потери. Во-вторых, сказывается религиозный фанатизм генералов КСИР. Они свято верят, что, погибнув в бою, немедленно окажутся в раю, в окружении 72 гурий. Вот и лезут порой на рожон. В-третьих, статистика потерь немного лукавит. Из семи погибших руководителей КСИР только четверо были на тот момент генералами. Остальные – полковники. Им генеральское звание было присвоено посмертно, чтобы семьи получали более солидную пенсию.
По журналистской привычке обозреватель «АН» решил обострить разговор:
– Газеты пишут, что русского штурмана со сбитого бомбардировщика спасли бойцы иранского генерала Касема Сулеймани, командира спецподразделения «Эль-Кудс». Вот послушайте, что сообщает иранское информационное агентство «ФАРС»: «После крушения российского бомбардировщика Турция направила спецназ в место, где упал российский самолёт, чтобы взять лётчика в плен и впоследствии шантажировать Россию.
Тогда российское командование договорилось с Сулеймани о помощи в поиске и спасении Константина Мурахтина, штурмана подбитого Су-24, который катапультировался при падении самолёта.
Сулеймани мгновенно подготовил спецоперацию вместе с бойцами «Хезболлы» и сирийским спецназом, прошедшим подготовку в Иране. Россия со своей стороны обеспечила прикрытие с воздуха и спутниковую связь».
Полковник Новиков усмехнулся:
– Сочтёмся славою. Но на днях президент Путин, осматривая «чёрный ящик» со сбитого Су-24, поблагодарил за эту находку и спасение штурмана не «Эль-Кудс», а наш и сирийский спецназ.
Справка «АН»
«Эль-Кудс» – сверхсекретное подразделение иранской разведки, которое выполняет тайные операции за рубежом. Она известна как организация «вне границ» (BirunMarzi), или «Управление 9000». Группа была создана в соответствии со статьёй 154 конституции Ирана. Слово «Эль-Кудс» является арабским названием Иерусалима. Это имя подразумевает, что в один прекрасный день «Эль-Кудс» освободит священный город.
Кто круче – «Заслон» или «Сенеж»?
Артём Борисович спрятал недопитую бутылку водки в холодильник и поставил на стол чашки для чая. Обозреватель «АН» решил, что пришла пора расспросить полковника о действиях российского спецназа в Сирии. Первым делом попросил сравнить наши элитные группы спецназа «Заслон» и «Сенеж». О них сейчас много пишут в западной прессе.
– Про «Заслон» ничего не скажу. Но ещё бывший директор Службы внешней разведки Трубников публично заявил: в СВР нет подразделений, занимающихся диверсионной деятельностью. Это удел армейцев, – попытался отмахнуться Новиков.
Пришлось показать ему небольшое досье на это спецподразделение, собранное из открытых источников. Так, полностью отряд сформирован в структуре СВР в 1998 году. Но указ о его создании появился 24 марта 1997‑го. С работой этого спецназа связано много «легенд». Например, об устранении предателей и диверсиях за рубежом.
Мой собеседник категорически опроверг это. По словам Артёма Борисовича, спецназовцы «Заслона» охраняют послов и других особо важных лиц дипломатических представительств. Причём далеко не во всех странах, а там, где им угрожает реальная опасность. Сейчас – это прежде всего Северная Африка и Ближний Восток. Все сотрудники имеют прекрасную физическую форму, а также хорошие знания по всем аспектам работы антитеррористических подразделений.
Парни из «Заслона» – настоящие профессионалы. Они работают в очень тяжёлых условиях, нередко, как это было в Афганистане и Ираке, а сейчас в Сирии, в настоящей боевой обстановке. Поэтому всего за время существования отряда есть 4 погибших и 7 человек ранены при исполнении служебного долга. Свыше сорока раз бойцами «Заслона» применялось оружие на территории других государств. Подчиняются они директору СВР. В штате отряда более 300 человек.
Недавно Галеотти, профессор Нью-Йоркского университета и специалист по российским силам специального назначения, написал главу о «Заслоне» и выложил отрывок из него в своём блоге. Он утверждает: «Заслон», который подчиняется российской Службе внешней разведки, осуществляет свою деятельность в Сирии независимо от Главного разведывательного управления (ГРУ). Если агенты ГРУ работают в министерстве обороны Сирии в Дамаске, то «Заслон» является «небольшой группой специального назначения… которая не подчиняется ни ГРУ, ни подразделениям регулярной армии, а лишь посольству России, находящемуся в Дамаске на улице Омар Бен Оль Хаттаб стрит».
– Галеотти пишет галиматью, – отмахнулся полковник. – Сейчас террористов за границей мочат ребята из центра спецназа ГРУ «Сенеж». Недаром их подчинили напрямую начальнику Генштаба. Таким образом, появилась мощная, отдельная единица элитного спецназа в руках у руководства военного ведомства. А ведь поначалу, при Сердюкове, всё было иначе. По рассказам знакомых, сначала курировать центр назначили человека из ФСБ – бывшего «альфовца» генерала Медоева. Но затем его от должности отстранили, а на его место был назначен новый человек. Это Александр Мирошниченко, также выходец из руководства «Альфы».
По идее, «альфовцы» должны сделать из армейских диверсантов настоящих «чистильщиков». Недаром, ещё в Чечне у этих генералов сложилась слава «волкодавов» – грозы главарей террористов. Главное, чтоб высокое начальство не мешало работать.
Увы, но бывший «мебельщик» тогда спутал все карты профессионалам. Уровень мышления этого «реформатора армии» характеризует тот факт, что любимой игрушкой, на которую бывший министр обороны не жалел ни денег, ни времени, являлся выведенный из подчинения ГРУ центр специального назначения «Сенеж».
Сердюков лично курировал этот сверхсекретный спецназ. С одной стороны, это вроде бы хорошо. Он укомплектовывал центр экзотическим иностранным вооружением и техникой, пытаясь из него сделать некое подобие американской «Дельты». Но, с другой стороны, здесь же находилась и личная база отдыха министра с причалом и яхтами. И офицеры спецназа выступали то ли как сторожа, то ли как потешные войска для играющего в солдатики гражданского министра обороны. Так использовать высокопрофессиональный отряд «чистильщиков» из элитного спецназа – всё равно что забивать гвозди электронным микроскопом.
– Теперь всё по-другому. Шойгу не нужна преторианская гвардия в качестве личной охраны. Армейский спецназ занят своим прямым делом – «мочит» террористов, – говорит Артём Борисович.
Короткий анекдот
В конце нашей беседы обозреватель «АН» решил поделиться свежими разведданными. На днях представители украинской разведки опубликовали список российских войсковых подразделений, задействованных в борьбе против запрещённой в РФ группировки «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, или ДАИШ) в Сирии. Как следует из сообщения на сайте Главного управления украинской разведки, воевать на Ближний Восток поехали спецназовцы из Екатеринбурга, Юрги, Симферополя и других городов. А 24-я отдельная бригада специального назначения из Новосибирска – это элитный спецназ ГРУ, – была переброшена в Сирию в полном составе.
Кроме того, украинские джеймсы бонды рассказали о гибели одного военнослужащего, который предположительно был в числе элитного спецназа, отправившегося в Сирию. Данные о гибели 27‑летнего Фёдора Журавлёва из брянского посёлка Пальцо они почерпнули в социальных сетях. Его друзья и знакомые публично, а также в личной переписке указывали, что молодой человек погиб в Сирии. 23 ноября состоялось прощание с погибшим. Якобы оно происходило в Солнечногорске, на берегу озера Сенеж.
В Солнечногорске находятся две воинские части. Украинская разведка утверждает, что там размещался спецназ ГРУ, из которого был образован центр специального назначения «Сенеж». Ранее британский аналитический центр RUSI (Royal United Services Institute for Defence and Security Studies) сообщал, что снайперы из «Сенежа» есть среди российских военных, находящихся в Сирии.
Моё сообщение полковник Новиков встретил со скептической улыбкой:
– Нашли кому верить! Американский генерал Дуглас Макартур утверждал, что только пять процентов донесений его разведки соответствуют действительности. Украинская же разведка – это самый короткий шпионский анекдот.