Я взял на себя труд сравнить ЕГЭ образца 2014 года с новой системой заданий, предлагаемой разработчиками экзамена. Материал для сравнения я черпал с сайта ФИПИ и из методических пособий под редакцией Н.А. Сениной (они допущены Министерством образования к использованию при подготовке к ЕГЭ). При сохранении прежнего времени на выполнение экзаменационной работы (210 минут) общее количество заданий уменьшится на треть, а заданий высокой сложности (раньше они шли под литерой В) будет сокращено почти в три раза (с восьми до трех). Без изменений остается только сочинение, за которое по-прежнему дается самый высокий балл.
Если подходить к заданиям формально, то они, конечно, стали сложнее: теперь в каждом из них не один, а несколько правильных ответов, и получить балл путем гадания у нерадивого ученика теперь вряд ли получится. И этим не устают козырять ни министр образования Игорь Ливанов, ни его подчиненные.
Только об одном они умалчивают: для выполнения основной массы заданий старшеклассникам теперь достаточно самых скромных познаний в родном языке. По сравнению с прошлыми годами из ЕГЭ удален целый блок заданий, которые требуют от ученика владения базовыми лингвистическими понятиями и умения применять эти теоретические знания на практике. По мнению Минобра, современным выпускникам ни к чему знать части речи, способы словообразования, типы подчинительной связи в словосочетании, виды односоставных предложений, типы связи простых предложений в составе сложного. Может быть, кто-то из читателей и подзабыл только что названные понятия, но поверьте: когда вы заканчивали школу, они отлетали у вас от зубов!
В ЕГЭ нового формата осталось только одно задание, которое требует от учащегося владения грамматическими терминами и понятиями (оно стоит под номером семь). В нем требуется найти соответствие между данными предложениями и описанием грамматической ошибки. Чтобы это испытание понять и выполнить, нужно отличать подлежащее от сказуемого, неполные предложения от односоставных, предложения с однородными членами от сложносочиненных и т. д. И... все!
Единственное достоинство нового ЕГЭ можно усмотреть в известной оптимизации однотипных заданий. Из прошлогоднего варианта экзамена устранены три задания, которые касаются бессоюзных сложных предложений, анализа логики текста и средств связи в нем. Все они имели свои дуплеты среди других заданий ЕГЭ, в целях оптимизации ими действительно целесообразно было пожертвовать.
продолжение материала на портале "РАБОЧИЙ ПУТЬ" 22.02.15