Кризис сильно ударил по карманам, торговцы озабочены тем, что в 2015 г. население массово перестало покупать что-либо дороже буханки хлеба и пачки сосисок. Если год назад толпы покупателей сметали с прилавков дорогую электронику и вывозили из автосалонов последние автомобили по докризисным ценам, теперь всё как отрезало. Лозунг нынешнего года – никаких излишеств! Продажи новых легковушек, дорогой одежды, бытовой техники, зарубежных путёвок и прочих предметов далеко не первой необходимости рухнули минимум вдвое, а где и до нуля. По статистике, такого резкого сокращения потребительских трат, как сейчас, не было ни разу за последние 20 лет, даже в кризис 1998 года. Так что наступающий Новый год, похоже, будет на редкость экономным, праздничные столы скромными. Другое дело, экономить надо с умом.
Налог Ротенберга
В сытые годы у нас привыкли праздновать Новый год с размахом. Причём масштабы новогодних гуляний росли, на много кругов опережая все показатели экономики. По статистике, если в 2009 г. средние траты российский семьи на новогодние подарки и праздничный стол составляли 5,8 тыс. рублей, в декабре 2013 г. сумма вымахала почти до 15 тысяч. Для сравнения: ВВП страны за эти шесть лет вырос на 6%, экспорт увеличился на 8%. То есть с расходами разогнались неслабо. В результате аналитики с удивлением отметили, что жители России тратят на Новый год примерно столько же, сколько французы, и в 2–3 раза больше, чем экономные немцы и голландцы. Хотя средние доходы даже тогда были несопоставимы.
Теперь всё. Только за 30 дней сентября 2015 г. реальные доходы населения рухнули на 11%. И это по официальным данным Росстата, которые смягчают, как могут. «В целом 2015 год запомнился такими событиями, как искусственная девальвация рубля для набивания бюджета резаной бумагой, налогом Ротенберга в виде системы «Платон» и запредельными ставками по кредитам для малого бизнеса. В результате если в 2008 году за чертой бедности было 17 миллионов населения, в 2015 году уже 22 миллиона», – говорит экономист, глава исследовательского фонда «Корпорация управления и развития Д. Потапенко».
Тут явно не до новогодней икры с дорогим шампанским. С другой стороны, под Новый год не хочется о грустном. В сдувшемся пузыре общества потребления есть приятные стороны. По крайней мере теперь многие заметят, как глупо тратили ресурсы в сытые времена. Кому-то откроется, что есть множество вещей, на которых в Новый год можно сэкономить, при этом ни капли не испортить праздник.
На что обычно уходили деньжищи? Главная статья расходов – подарки, на них приходится более 40% новогодних трат. При этом в последние годы дарили не абы что. «В большинстве европейских стран один из самых популярных подарков на Новый год – книга. У нас их дарят только 15% населения», – рассказывает руководитель группы исследований розничного рынка компании «Делуа» Е. Метёлкин.
В России чаще всего одаривали друг друга косметикой и парфюмерией. Под Новый год продажи этих товаров, как правило, вырастали в два с лишним раза. Следующими шли ювелирные украшения, одежда и мобильные телефоны. Продажи электроники во второй половине декабря обычно подскакивают в 1,5 раза, украшений и часов – на 60–70%.
Трудно не заметить, что всё это вещи, без которых легко можно обойтись. С электроникой и вовсе давно пора было остановиться, поскольку в этой области шло форменное безумие. По статистике, в 2014 г. население потратило на бытовую технику и электронику 766,77 млрд рублей. Из них 254 млрд ушло на покупку сотовых телефонов. Иными словами, население спустило сумму, сравнимую с годовым бюджетом пяти–семи не самых маленьких регионов, на модный товар с раздутой ценой, который порой устаревает раньше, чем его успеют продать.
Последние дни
Вторая статья новогодних расходов – застолье, которое всегда влетало в копеечку. По опросам ВЦИОМ, 70% российских семей вкладывают в новогодний стол от 5 до 10 тыс. рублей. Конечно, в еде вкусы самые разные, но в одном сограждане сохраняют полное единодушие. Все в огромных количествах затариваются шампанским и водкой. По подсчётам, в декабре с магазинных полок сметают впятеро больше шампанского и вдвое больше водки, чем в остальные месяцы. Третья существенная часть новогодних трат оказалась неожиданной. Это расходы на парикмахерские и салоны красоты. Оказывается, под Новый год в РФ на стрижку и косметические процедуры тратят на 40% больше, чем обычно.
Конечно, полностью отказываться от праздничных расходов нельзя. Но, чтобы поднять настроение, вовсе не надо тратить много. Тут социологи дают несколько полезных советов.
Во-первых, не обязательно дарить подарки самому себе. «На себе экономить у нас не принято. Под Новый год треть семей планируют крупные покупки: мебель, холодильник и т.п.», – говорит глава отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра» Наталья Бондаренко.
Подарки другим тоже нужно делать с душой и умом. В 60% случаев люди дарят друг другу совершенно ненужные подарки», – огорчается директор департамента ВЦИОМ В. Фёдоров.
Этого легко избежать, если прямо спросить, какой подарок от вас хотят получить. Есть и второй простой выход – дарите деньги. Из-за кризиса они самый модный презент в 2015 году.
Во-вторых,важно, где и как покупать подарки и продукты для новогоднего стола. Это в Европе перед Рождеством начинаются реальные распродажи, и товары дешевеют в 1,5–2 раза. У нас перед праздниками цены в магазинах традиционно только повышаются, минимум на 20–30%. Даже если на витрине крупными буквами написано «распродажа», скорее всего, внутри товары будут дороже обычного.
Наконец,подарками и продуктами стоит закупаться как можно раньше. Чем ближе 31 декабря, тем выше ценники в магазинах. Казалось бы, совет очевидный. Но, по данным ВЦИОМ, более 40% россиян из года в год тянут предновогоднего кота за хвост и бросаются за покупками в самые последние дни – 30–31 декабря.
И последнее. Какие бы траты вы ни планировали, сейчас ни в коем случае нельзя залезать в долги. Ставки по кредитам запредельные, будущее нефти туманно. Лучше трезво рассчитать свои силы и войти в новый год без лишнего багажа.