В России остро не хватает авиапилотов и капитанов дальнего плавания. Моряки и лётчики попали в список самых дефицитных специальностей.
По данным Росстата, в нашей стране – 168 тыс. моряков, работающих на международных рейсах. По крайней мере, столько человек получили свидетельство моряка – аналог загранпаспорта для команд судов дальнего плавания. Гражданских лётчиков гораздо меньше. В базе Росавиации – 7,5 тыс. линейных пилотов плюс 5,5 тыс. пилотов коммерческих. Обе категории допущены к управлению гражданскими лайнерами. Авиадиспетчеров всего ничего – 4,7 тыс. человек.
Профессии не самые распространённые, зато очень ответственные и дефицитные. Российские судовладельцы жалуются на постоянную нехватку мичманов, штурманов и лоцманов. В дефиците даже капитаны. Специалисты оценивают нехватку кадров минимум в 55 тыс. человек. Всё потому, что 70% российских моряков работают на зарубежные компании. Сразу по окончании одного из 20 государственных морских училищ или вузов устраиваются на суда, ходящие под так называемыми дешёвыми флагами – с припиской в портах Кипра, Панамы и Либерии.
Причина банальная – платят лучше. «Сейчас российского коммерческого флота как единого целого нет. Но существуют две-три крупные компании и структуры «Совкомфлота» – они активно увеличивают количество судов. Дефицит кадров огромный, его приходится восполнять за счёт моряков из Белоруссии и Украины, под флагами которых платят ещё меньше, чем в РФ», – говорит председатель совета Балтийского отделения профсоюза моряков Александр Бодня.
В авиации – ситуация противоположная. Иностранные пилоты рвутся работать в Россию. Дошло до того, что несколько месяцев назад Минтранс предложил в порядке эксперимента пригласить на работу в Россию 200 иностранных пилотов. Минэконом изучил ситуацию в отрасли и поддержал идею. Отбоя от желающих явно не будет. Гражданская авиация стремительно растёт, дефицит кадров огромный. В результате заработки подскочили выше среднемировых. По оценкам экспертов, каждый год потребность в пилотах возрастает на 1 тыс. человек. Тогда как в 2014 г. в РФ подготовят только 700 новых специалистов. Другая цифра: до 2031 г. России понадобится 12 тыс. пилотов. Правда, как объясняют профессионалы отрасли, бешеные оклады получают только пилоты самых крупных авиакомпаний, работающие на новых типах судов. Например, сейчас дефицит пилотов «Суперджет-100», в результате годовая зарплата командира судна исчисляется в шестизначных цифрах. В то время как доходы лётчиков региональных линий, работающих на старых проверенных типах машин, – скромные.
Но самый значительный кадровый голод – среди авиадиспетчеров. По оценке Минтранса, реальная потребность превышает 10 тыс. человек. «Между тем у нас 50% диспетчеров – пенсионного возраста. Молодёжь не идёт в профессию, 90% выпускников специализированных училищ устраиваются не по специальности», – рассказывает сотрудник ведомства.
Что получается? В недавнем прошлом моряки и лётчики считались самыми романтическими профессиями. Молодёжь рвалась на эти места. Сейчас, хотя зарплаты достойные, начался кадровый голод. Ещё немного – и начнётся дефицит космонавтов? Говоря всерьёз, за последние два десятилетия в головах возник изрядный перекос. В результате, по статистике, более 60% выпускников школ идут учиться на юристов и экономистов. Которые в таком количестве оказались не нужны.