Кремль поставил перед Киевом вопрос ребром. Одно из двух: вступаете или в Таможенный союз, или в торговую ассоциацию с ЕС. Украина колеблется, но может выбрать европейский вариант. Переговоры о торговом соглашении с Евросоюзом начнутся в ноябре. Их исход надолго определит характер отношений между нашими странами. Кто и сколько потеряет, если порвутся нынешние, очень плотные экономические связи?
Российский след
Главный секрет украинской экономики в том, что она не совсем украинская. Крупный бизнес в этой стране на самом деле во многом российский. С точки зрения отечественных компаний Украина – почитай 84-й регион России. Российский капитал чувствует себя там намного вольготнее, чем в Белоруссии или Казахстане. Правила игры там те же, понятные и знакомые.
«Уже к 2004 г. отечественный бизнес владел на Украине четырьмя из шести нефтеперерабатывающих заводов, практически всеми предприятиями цветной металлургии, был представлен в энергетике, производстве строительных материалов и гостиничном бизнесе. Российские компании начали скупать украинские предприятия чёрной металлургии, повели наступление на машиностроение, химпром и финансовый сектор», – рассказывает главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук Б. Хейфец.
Когда заглядываешь в реестр акционеров ключевых украинских компаний, всплывает немало интересного. Скажем, кому принадлежат завод «Балцем» в Харьковской области и комбинат «Пушка» в Краматорске, совместно выпускающие четверть украинского цемента? Российской «Евроцемент Групп», за которой стоит Филарет Гальчев. Предприниматель, занимающий 22-е место в списке богатейших граждан РФ. 15% капитала украинской банковской системы – в руках дочек крупнейших российских банков: Сбера, ВТБ и Альфы. Украинский фондовый рынок – тоже наш! Потому что крупнейшая отечественная торговая система РТС владеет половиной украинского аналога – биржи Иннэкс. Тысячи украинских предприятий – с местными корнями, но российской кроной. «Лугансктепловоз», Ильичёвский морской торговый порт, Криворожский горно-обогатительный комбинат. Если покопаться в запутанных списках владельцев, в итоге окажется – все они в руках российских хозяев.
В основном скупкой лакомых кусков экономики соседней страны занимались российские компании с громкими именами. Брали то, в чём разбираются. Тот же «Лугансктепловоз» – в руках «Трансмаша». Самая громкая сделка – покупка Росатомом концерна «Энергомашспецстали». В декабре 2010 г. госкорпорация получила 92,7% акций этой непростой украинской компании. Выиграли все: раньше монопольным поставщиком дорогостоящих сплавов для реакторов Росатома было отечественное ООО «ОМЗ-Спецсталь». Теперь появился выбор. В свою очередь украинское предприятие получило доступ на российский ядерный рынок. Объёмы поставок – 150 млн. долл. в год.
Вообще, украинская металлургия – сфера особого интереса российского бизнеса. Стальной гигант «Мечел» купил Донецкий электрометаллургический завод. Заодно российские корпорации не прошли мимо украинского машиностроения. Дружковский завод газовой аппаратуры принадлежит «Газпрому». Львовский автобусный завод – владение «Руспромавто». За ним стоит предприниматель О. Дерипаска. Ему же достался Николаевский глинозёмный комбинат – с 2000 г. он входит в алюминиевую группу «Русал». Г-н Дерипаска вообще – как рыба в воде чувствует себя в мутных прудах постсоветских экономик.
В общем, российский капитал чувствует себя на Украине как дома. Шёл и обратный процесс. РФ занимает второе место после Кипра по размеру украинских зарубежных инвестиций. В нашу страну пришло более 1 млрд. долл. с Украины. В основном вкладывают в добычу ископаемых и пищевую промышленность. В частности, группа «Энерго» купила угольные шахты «Костромовская» и «Заречная». Заодно занялась освоением Ивановского месторождения коксующегося угля. Кондитерская компания с говорящим названием «Киев Конти» приобрела комбинат «Кондитер-Курск». Прославившаяся в ходе недавних торговых встрясок украинская кондитерская группа «Рошен» купила шоколадную фабрику в Липецке. Главное – вложила 12 млрд. руб. в строительство нового комбината. Он откроется в 2014 г. и станет крупнейшим конфетным предприятием РФ.
На задворках ЕС
Так что экономические связи РФ и Украины – примерно того же плана, как США и Канады, Австрии и Германии. Богатый и большой сосед вовсе не зло, часто большая удача. Всегда есть у кого крупно занять и на ком заработать. Но правительство Украины иного мнения. Оно ведёт себя, точно девушка, которая гуляет с двумя парнями сразу и всё не может решить, кого выбрать. То заигрывала с Москвой, намекая на вступление в Таможенный союз РФ, Белоруссии и Казахстана. То забывала об обещаниях, бросаясь навстречу ЕС.
Любовь тут явно неразделённая. РФ для Украины – основной торговый партнёр. Зависимость некоторых отраслей от поставок в нашу страну огромная. Например, в Россию отправляется 58% всего экспортируемого Украиной шоколада, 84% сыра, 77% вагонов и 60% авиадвигателей. В целом на РФ приходится треть украинского экспорта на сумму 23 млрд. долл. в год.
Для Европейского союза значение Киева как торгового партнёра ничтожно. Как политического – сомнительно. «Украина на 25-м месте во внешнеторговом обороте ЕС с долей менее 0,8%. Все страны Евросоюза, вместе взятые, закупают на 40% меньше украинских товаров, чем Россия. В 2012 г. экспорт Украины в ЕС составил 15 миллиардов евро, две трети поставок пришлось на сырьё. В то же время импорт из ЕС превысил 24 миллиарда евро и это были товары с высокой добавленной стоимостью», – отмечает ведущий эксперт аналитической компании «ФИНАМ» В. Долин.
В ЕС Украину воспринимают в лучшем случае в качестве очередного свалившегося на голову очень дальнего и дико бедного родственника. Такого на порог пускать стыдно. Отношение примерно такое же, как к самым экономически отсталым странам Восточной Европы. С одним исключением: добавляется страх перед громадным по меркам ЕС 45-миллионным населением Украины. Очевидно: эту страну, как Турцию, которая давно и безрезультатно просится в ЕС, никогда не сделают полноправным членом союза.
Спрашивается: куда несётся Киев? Тем более у него есть отрицательный опыт такого рода. В 2008 г., в разгар очередной газовой войны с РФ, Украина в спешке напросилась в ВТО. Приняли быстро, но условия оказались кабальные. Переговорщики с украинской стороны подмахнули договоры с уровнем таможенных тарифов – в 2,5 раза ниже среднего по всемирному торговому союзу. В результате импорт получил преимущества перед хилым местным производством. «Условия неравноправные. На экспорт свинины из Украины в ЕС тариф 10%, из ЕС на Украину – 5%. Сардины в Европу – 23%, в Украину – 0%. И так во всём. Кроме того, европейские производители получают от правительства субсидии, которые для Украины запрещены», – отмечает доктор экономических наук А. Потапченко.
Результат: с 2008 г. импорт товаров на Украину стабильно превышает экспорт. Разрыв растёт, в 2012 г. достиг 9 млрд. долларов. В 2011 г. новое правительство Украины обратилось к ВТО со слёзной просьбой пересмотреть ставки в сторону повышения. Ни много ни мало – по 250 товарам. Получили от ворот поворот.
Между прочим, торговля с Россией – последняя опора дышащего на ладан украинского машиностроения. В 2012 г. наша страна закупила у соседа локомотивы и подвижной состав на 2,6 млрд. долларов. Сделка по любым меркам значительная, для Украины – ошеломляюще крупная. В Европе, где хватает собственных поставщиков железнодорожной техники, включая такого гиганта, как германский «Сименс», украинские локомотивы даром не нужны. Вторая крупнейшая статья украинского экспорта в РФ – авиационные турбореактивные двигатели и запчасти. В 2012 г. их продали на 609 млн. долларов. У нас сохранились крепкие связи с украинским авиапромом. В то время как ЕС всячески продвигает интересы собственного авиаконцерна «Эйрбас». Закупки авиадвигателей из стран бывшего СССР могут привидеться Евросоюзу разве что в страшном сне.
Наконец, кому, кроме российских энергетиков, может понадобиться такая специфичная техника, как запорожские силовые трансформаторы? Отечественные энергокомпании закупают весь объём их украинского производства (на внушительные 340 млн. долл. в год). Примеров достаточно. Скажем, четверть используемой в РФ строительной арматуры и половина гранитного щебня – родом из Украины. В прошлом году импорт щебёнки достиг 316 млн. долларов. На украинские конфеты и шоколад приходится половина российских закупок этих товаров. В 2012 г. сладкие поставки в РФ обогатили соседа на 414 млн. долларов.
Украинские горки
Для Украины деньги огромные. К тому же сегодня они ей нужны как никогда. Богатой эту страну точно не назовёшь, экономически развитой – тоже. В целом проблемы соседа те же, что в РФ. Только, на фоне общей бедности, бьют по народу больнее. Население у соседа втрое меньше нашего. При этом экономика Украины отстаёт от российской в 7,5 раза. ВВП Украины – 344 млрд. долл. против наших 2,55 триллиона. Уровень жизни – вдвое ниже. На Украине бедность правит бал. Средние доходы населения меньше, чем в Сербии и Болгарии. Турки – и те вдвое богаче!
При этом бедность на Украине приняла самый прискорбный – затяжной – характер. С экономикой у соседа дела никак не наладятся. После того как в ноябре 2013 г. общий долг страны превысил 93% ВВП, Украина вошла в десятку наиболее близких к дефолту государств мира. Надо сказать, чем хуже ситуация, тем с большим размахом Киев раздаёт народу фантастические обещания. У нас всего лишь грозились удвоить ВВП и догнать Португалию – беднейшую страну Западной Европы. Не вышло. Правительство Украины, не моргнув глазом, посулило удвоить доходы населения за 5 лет. Чтобы не показалось мало: вдобавок к 2020 г. посулили членство в клубе 20 богатейших стран мира.
Шансов, разумеется, никаких. По части экономического развития Киев ставит антирекорды. За минувшие 20 лет по Украине прокатилась волна деиндустриализации таких масштабов, которые нам не снились. По статистике, закрылось каждое третье предприятие. Население сократилось на 5 млн. человек, с голодухи рвануло из городов в деревню. Красноречивая цифра: сейчас 18% граждан Украины занято в сельском хозяйстве. Это примерно всемеро выше уровня развитых стран. Украинский сельхоз, к слову, кормит скромно. Вклад отрасли в ВВП – только 10%.
В целом экономика Украины пребывает в таких руинах, будто в ней разразилась своя чернобыльская катастрофа. Взрывная волна снесла не отдельные заводы – вынесло отрасли, целиком. Как водится, сильнее всего пострадал легпром: выпуск тканей рухнул на 93%, обуви – на 88%. На 40–60% сдали отрасли-тяжеловесы, они же экспортные кормильцы страны – машиностроение и металлургия.
Не оправдались надежды на урожай, село тоже постиг грандиозный кризис. В своё время на Украине раздавались заявления, мол, республика кормит весь СССР. Когда Союза не стало, украинские продукты оказались никому не нужны. С 1990 по 2010 г. выпуск сливочного масла упал на 90%, сахара – на 73%, колбас – на 68%. Под нож пошло некогда крупнейшее в Европе поголовье коров: стадо сократилось с 24,6 до 4,4 миллиона. Производство мяса по сравнению с 1990 г. упало в два раза: с 4,3 до 2,1 млн. тонн. Молока – с 24,5 до 11 млн. т в год. Вместе 19,4 млн. свиней остались 7,3 миллиона. В войну – и то на селе не было такой катастрофы.
Украина не справилась даже с базовой экономической задачей. Так и не подтянула производство хотя бы до советского уровня. В 1990 г. УССР занимала первое место в Европе по выплавке стали, добыче угля и выпуску сахара. На территории республики концентрировалась четверть советской промышленности. Наследие погублено: к 1999 г. производство оказалось на самом дне, опустившись до уровня менее 40% от показателей девятилетней давности. Ближе всего к заветной черте Украина подобралась в 2008 г., подтянув экономику до 74% от показателей СССР. Но тут разразился кризис, распад вышел на новый виток. Результат многолетних усилий многочисленных украинских правительств по возрождению производства такой. В 2011 г. журнал «Форбс» поместил эту страну на четвёртое место в рейтинге худших экономик планеты. Впереди только Мадагаскар, Армения и Гвинея.
Между прочим, самый богатый регион Украины – пророссийский Донбасс, с его сталелитейными и химическими предприятиями, каменноугольным бассейном. Главное – сохранившимися добрыми отношениями с соседом. Кооперация с РФ всегда шла на пользу. При этом российский бизнес благополучно перешёл от скупки украинских сырьевых предприятий к совместным высокотехнологическим разработкам.
Огромная тема – сотрудничество в области авиапрома. АН неоднократно поднимали эту тему. Самый громкий проект – созданное в мае 2012 г. совместное предприятие между украинской корпорацией «Антонов» и нашей Объединённой авиастроительной корпорацией. Ближайшая цель – возобновить выпуск самолёта-гиганта «Руслан». Другая большая тема – масштабные российско-украинские проекты на рынке космических запусков и в судостроении.
В общем, рассказывая о выгодах вступления в торговый союз с ЕС, Киев выражает робкую надежду – это облегчит экспорт сельхозпродукции и труб в Европу. То есть сырьевой поток потечёт чуть плавнее. Украина сама себе отводит третьестепенную роль.
Не лучше ли взяться за голову и перейти к поставкам гораздо более прибыльных продуктов? Тут нашим странам есть над чем совместно поработать.