Аргументы Недели. Москва → Экономика

Бизнес-инкубатор МГУ №1 в РФ по капитализации резидентов и выпускников

, 10:44

Бизнес-инкубатор МГУ стал одним из самых эффективных в России. Определяется это легко – по количеству успешных проектов, которым дал старт бизнес-инкубатор. Директор Юрий Митин рассказал «Аргументам недели» в чем секрет успеха и как удается на деле создавать инновационный бизнес и «пускать его в большое плавание».

– В России бизнес-инкубаторы появились сравнительно недавно. Можно ли назвать какую-то конкретную дату рождения этого явления?

– В Америке первый бизнес-инкубатор открылся в 1980-ом, значит, самой индустрии как таковой 33 года. Касательно Российской Федерации, точкой отсчёта берётся 1993 год, когда в стране начали задумываться о том, что такое инновация, и вообще о развитии бизнеса. Стали появляться такие структуры, как научные парки, технопарки. Если говорить об активном развитии, это уже 2000-ые, когда возникли бизнес-инкубаторы при ВУЗах, федеральные программы развития предпринимательства и студенческого бизнеса.

– Как создаётся и, собственно, финансируется бизнес-инкубатор?

– Есть несколько моделей развития. Первая – государственная, когда бизнес-инкубатор находится при университете и функционирует за счёт его средств или государственной программы. Это самая обширная практика в России, поскольку большинство инкубаторов принадлежат ВУЗам.

Вторая модель – это частное финансирование, то есть создание бизнеc-инкубаторов при венчурных инвестиционных фондах, которые вкладывают деньги в стартап-компании (малые инновационные компании), либо это может быть бизнес-инкубатор при крупной организации. Такие примеры есть у группы компаний Intel, Microsoft, АйТи, банка «Тинькофф». Это стремление, когда большой частный бизнес, заработавший достаточное количество денег, создаёт при себе структуру, которая помогает находить новые проекты, создавать рабочие места, технологии, которые могут быть интегрированы в их бизнес.

– То есть, в отличие от обычно инвестиционного фонда, вы не просто даёте проекту деньги, но создаёте условия для его развития. Какие этапы проходят проекты в бизнес-инкубаторе и как это всё финансируется?

– Традиционный бизнес-инкубатор бесплатно берет проекты и предоставляет им набор услуг. Они начинают развиваться, просят помощи в инвестициях, в юридическом сопровождении, могут в дальнейшем начать платить за аренду. При этом сам бизнес-инкубатор зарабатывает свои деньги за счёт государственных грантов и поддержки от ВУЗа, может продавать дополнительные услуги: юристов, внешних консультантов и т.д.

А существуют бизнес-инкубаторы, которые работают по принципу бизнес-акселератора. Такой инкубатор берёт долевой проект, даёт ему стартовые инвестиции, до 600 000 рублей, и за эти деньги получает долю в нём, от 2% до 10%. Несколько месяцев акселератор развивает этот стартап. Когда проект начинает развиваться самостоятельно, акселератор может продавать свою долю в нём и таким образом зарабатывать.

– Сколько сейчас проектов в бизнес-инкубаторе МГУ?

– На данный момент у нас 10 активных резидентов, и ещё 15 компаний – уже «выпускники» инкубатора, которые выросли и развиваются самостоятельно.

– И в каких областях предпринимательства сейчас чаще всего открываются проекты, конкретно к вам кто приходит?

– Мы проводим отбор 2-3 раза в год, собираем заявки. Средний поток от 200 до 300 заявлений, из которых выбирают 10. И так видимо сложилось по специфике рынка, что около 75% заявок – это IT-компании. 10% – энергетика, ещё 10% – биотехнологии, и на другие области приходится оставшиеся 5%.

– Можете привести пример какого-нибудь успешного вашего проекта?

– Я считаю нашими успешными выпускниками тех, кто зарабатывает деньги и тех, кто развивает революционные технологии. Первая – это компания PlayDisplay, которая занимается дополненной реальностью: представьте, вы приходите в музей и хотите посмотреть Вавилонскую башню в 3D-объёме. Берёте свой iPad, наводите на расположенный рядом QR-код или фотографию, и вам тут же рисуется Вавилонская башня в 3D, которую можно покрутить, посмотреть. Когда они пришли к нам в инкубатор, компании нужно было проработать свою концепцию, найти клиентов, партнёров в государственном и частном секторах. Мы им помогли со всем этим консалтингом, и компания сейчас успешно зарабатывает.

Что касается революционных технологий, то это наши выпускники Maxygen, занимающиеся мобильной ДНК-диагностикой: за 15 минут  компания может предоставить вам экспресс-анализ вашего здоровья на определённое количество заболеваний. Мы помогли им собрать команду, начать этот бизнес, и в прошлом году они успели выиграть почти все российские конкурсы в этой области и заняли второе место на мировом конкурсе в Силиконовой долине. Сейчас компания привлекает многомилионные долларовые инвестиции, а продажи стартуют в ближайший год.

– С такими успешными примерами сразу возникает вопрос: как попасть в ваш бизнес-инкубатор?

– Как я уже сказал, мы проводим отбор ежегодно, весной и осенью. Всё проходит в три этапа. Сперва вы отправляете заявку на наш сайт (inmsu.ru), заполняете все обязательные поля, прикрепляете информацию о самом проекте со ссылкой на него, рассказываете о команде, обосновываете уникальность проекта. Далее собирается экспертная комиссия, в которую мы приглашаем специалистов из ведущих инвестиционных фондов, людей из компаний, из государственных структур. Они оценивают эти проекты и выбирают полуфиналистов, которые уже приходят с выступлением в МГУ, и наши эксперты и партнёры уже оценивают их очно и выбирают победителей.

– И последнее: каковы перспективы развития такого явления, как бизнес-инкубатор, в России?

– Есть тренд, заданный государством: до 2018 года планируется поднять Россию в рейтинге Мирового Банка со 120-го места на позиции первой двадцатки по критерию благоприятных условий для ведения бизнеса. Бизнес-инкубаторы как раз создают эти условия. Мы это делаем в МГУ и считаемся бизнес-инкубатором №1 по росту капитализации наших резидентов и выпускников. И я надеюсь, что при поддержке, в частности, нашего Наблюдательного совета, в который входят первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков, представители венчурного бизнеса, такие как Андрей Мовчан, Александр Галицкий, профессор МГУ Алексей Хохлов, наш инкубатор будет развиваться дальше.

Все бизнес-инкубаторы делают одно большое дело под названием «развитие предпринимательства в России», и я верю, что количество таких структур и инвесторов будет расти, и бизнес-инкубаторы будут становиться привлекательными и интересными структурами для ведения бизнеса.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram