СРОЧНО
|14:50  Защитника ПСЖ Орье арестовали за оскорбление сотрудников полиции |14:36  Бей своих, чтобы чужие боялись? |14:28  Следователи прокомментировали суицид школьника в Мордовии |13:39  Из экспериментального пруда РАН в Новосибирске украли всю рыбу |13:33  Кремль дал комментарий Турции: никакая рабочая группа проблему решить не может |13:22  13-летнюю красноярку от педофила спасла соседка |13:10  Белью стал вероятным противником Дрозда в бою за чемпионский пояс WBA |12:52  В Калининграде появились 10 новых резидентов Особой экономической зоны |12:46  Припаркованный автомобиль закатали в бетон в Астрахани |12:18  Нойштедтер получил в Бонне паспорт гражданина РФ |12:17  Организаторов финансовой пирамиды задержали в Москве |12:05  Кержаков выиграл с «Цюрихом» Кубок Швейцарии по футболу |12:02  В Подмосковье мальчик, спасая собаку, погиб под колесами электрички |11:48  Арсенал оружия изъят у жителя Москвы |11:47  В Греции Путин открыл перед Турцией «маленькое окно для примирения» |11:17  На автодроме под Богородском завершился второй этап РСКГ |10:47  Российские теннисисты завершили выступление на «Ролан Гаррос» |10:43  За первый квартал 2016 года прибыль "Башнефти" выросла почти на 30% |10:41  Российские гимнасты стали первыми в общекомандном зачёте на чемпионате Европы |10:32  В Мордовии школьник покончил с собой после провала на ЕГЭ? |10:21  В Туве воспитатель-педофил насиловал тринадцатилетних девочек |10:20  Сиделка жестоко истязала пожилого изобретателя-инвалида в Москве |10:01  Под Петербургом перевернувшийся автокран блокировал движение |09:56  В Выборгском и Калининском районе Петербурга - отключения электроэнергии |09:53  Сообщение о бомбе в Ледовом не помешало концерту Элтона Джона |09:50  В Приморском районе Петербурга мужчина, спасаясь от огня, выпрыгнул с 5-го этажа |09:07  Литовский политик: размещение НАТО у границ с Россией нужно для «спокойствия» |09:03  Промрегионбанк лишен лицензии |08:53  Путину не понравилась идея Кудрина о снижении напряженности в геополитике |08:26  Кудрин посоветовал Путину снизить геополитическую напряженность

//Мы в соцсетях

//НАШИ ПАРТНЕРЫ

PR

//новости MIXADVERT.com

//новости 24СМИ

//Национальный Акцент

//Пиши-Читай

//Новости news.net.finam.ru

//Поп-новости

//Культура

Андрей Звягинцев попал в исторический переплёт

№ 4 (445) от 5 февраля 2015 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Андрей Звягинцев попал в исторический переплёт
Кадр из фильма «Левиафан»

5 февраля в прокат наконец-то выходит злосчастный «Левиафан» Андрея Звягинцева, получивший «Золотую пальмовую ветвь» за лучший сценарий в Каннах и «Золотой глобус» в Америке. И бурю негодования – на родной земле. Утончённый режиссёр-киноман попал в исторический переплёт. Не в цветной, но в чёрно-красный мир, где царят не законы художественности, а яростная логика войны: ты с кем, ты за кого, ты Плохиш или Кибальчиш, ты вообще Родину любишь или как?

Странно  было бы требовать от обозлённого народа, чтобы он смаковал исключительные достоинства операторской работы Михаила Кричмана, наслаждался изящно-напряжённым унынием музыки Филиппа Гласса или увлечённо обсуждал, кто играет лучше – Елена Лядова или Анна Уколова (разумеется, великолепная Уколова). На повестке дня вопрос из годов примерно 30 – 50-х прошлого века – изображён ли на полотне Звягинцева действительный «мрак путинской России», как выражается Д. Быков, или режиссёр подло оклеветал родную землю, присоединившись к её бесчисленным врагам?

Всего лишь три-четыре года назад, когда и снималось это кино, ничего такого страшного «Левиафану» не грозило. Никому же не пришло в голову обвинять предыдущую картину Звягинцева «Елена», что она клевещет на простых русских женщин. Никто тогда и подумать не мог, что массы сохранили нетронутой способность к предельному обобщению, о которой с ужасом писал ещё Гоголь – «возьмёшь в герои майора, все майоры кричат «он нас унизил». Но вот наступили роковые времена, и Валерию Гришко, главному режиссёру Самарского театра драмы, скромно исполнившему в «Левиафане» эпизодическую роль архиерея, местные энтузиасты грозят отрешением от должности. Какой-то прямо стихийный «символизм» – в фильме видят не то, что там есть, а набор символов: дескать, изображается не один мэр, один архиерей и так далее, нет, это режиссёр выступил вообще против союза власти и церкви, гибельного для простого человека.

Если бы дело так и обстояло, то есть Звягинцев дорос бы в отрицании до масштабов протопопа Аввакума! По крайней мере было бы за что муки принимать. Но для меня очевидно, что никакого антипатриотического отрицания в «Левиафане» нет. Его «вчитали» негодующие зрители. Если толковать об отрицании, то Звягинцеву подозрительна жизнь в принципе, жизнь как таковая. В его картине «Изгнание», скажем, действие происходит на благополучной буржуазной чужбине, но герои точно так же несчастны и отчуждены друг от друга. Настоящая родина режиссёра – это авторское кино, и его он, конечно же, страстно любит. Его чистенькие камерные истории исходят из современного облика жизни, но тонированы в стиле не родимой чернухи, но «скандинавского нуара» высшей марки (Ингмар Бергман, Ларс фон Триер). Пристрастие к любимому кино для режиссёра важнее импульсов реальности. Поэтому ни на какую «картину современной жизни» его фильм не тянет, он вообще не жизнью рождён.

Разбирая «Левиафана» с точки зрения элементарного правдоподобия, то и дело натыкаешься на нелепости и нестыковки. Дом главного героя, угрюмого механика Коли (А. Серебряков), стоит в десяти метрах от береговой линии, в том месте, где река впадает в море (снимали на Кольском полуострове). Очевидно, дед и отец, которые, по заявлению Коли, строили этот дом, были невменяемы – кто же строит в таких местах? Да и законна ли стройка? Об этом история умалчивает. Мы видим, что дом у Коли изымают для государственных нужд, оценивая его в 639 тыс. рублей, тогда как, по мнению Коли, стоимость куда выше. Так считает и фронтовой друг Коли, московский адвокат (В. Вдовиченков), который привозит из столицы тревожную папочку с компроматом на местного мэра (Р. Мадянов). Зачем мэр с упорством бешеного быка отымает собственность у Коли, мы увидим в финале: на месте дома построена церковь. У береговой линии?? Отдельный человек ещё может безумствовать и не обращать внимания на разливы-приливы, но церкви всегда строятся на возвышенном месте. Правдоподобие нарушено – ради чего? Да разумеется, ради красивой картинки. Переселите мысленно героя в центр города в рамках того же сюжета, и «Левиафан» растает, ибо он весь держится на панорамах северного морского пейзажа. «Север» и «море» – для режиссёра главное, а социальные проблемы – явно второстепенны.

Далее начинается типичный скандинавский нуар из семейной жизни. Друг-адвокат оказывается в постели с женой героя, причём откуда взялась эта преступная страсть, совершенно непонятно и не верится в неё нисколько. Заторможенные немногословные персонажи таят в себе какие-то резервы эротизма, со стороны непостижимые. Произошло ли что-то вообще в номере гостиницы, где возлежат адвокат и жена героя, и на пикнике в скалах, во время которого они куда-то внезапно удалились? Кроме интимной стрижки на том самом месте у актрисы Лядовой и криков мальчика на пикнике «дядя приезжий душит тётю», мы ничего не видим. Видим лишь мрачные утомлённые лица.

Непонятно также, кто убил в финале жену героя или это самоубийство. Нет чёткого ответа, и я такие штучки просто ненавижу. Но режиссёру не важно, кто убил. Всё тонет в наползающем с моря тумане, растворяется в космической трагедии органической жизни, дотлевающей на мрачном берегу. Социальные проблемы, вроде бы заявленные в «Левиафане», абсолютно заглушены неотвратимой поступью рока. Не в жадном мэре дело, не в равнодушном архиерее, не в подлости друга, не в неудачном стечении обстоятельств. Это сама судьба нарочно привязалась к механику Коле, чтобы его полностью уничтожить. Судьба или Бог? Всё-таки Бог? Бог покарал? Но за что?

Если бы механика Колю играл актёр вроде Шукшина, мы бы просто кричали от негодования в зрительном зале. Но, глядя на озлобленное лицо Серебрякова, заряженного лишь скучной агрессией, невольно склоняешься к равнодушному «да так тебе и надо». Живёт с молодой женой, а детей общих не завёл. Неудивительно, что бабочка взбесилась. Вообще бирюк, отшельник, куркуль. Недолюбливают его в городе, и не зря. Чего ради за него, как говорится, «вписываться»?

Не слишком понятно, чего ради «вписываться» и за режиссёра Звягинцева. Никакой клеветы и «мрака путинской России» я в картине не вижу, действительность изобилует историями куда круче рассказанной в «Левиафане». Но недаром враги фильма криком кричат, а защитники лишь вежливо указывают на художественные достоинства картины. Её можно ценить, уважать, даже чем-то восхищаться. Её невозможно полюбить. Она не живая.

Напоследок скажу: ещё и в том беда, что у нас катастрофически мало хороших фильмов о современности. Буквально одна-две в год выходят (в прошлом году вот был куда более увлекательный, чем «Левиафан», фильм «Географ глобус пропил»). Неудивительно, что на эти одинокие картины обрушивается непомерный груз общественных упований и претензий. Больше, больше надо снимать о севере, юге, западе и востоке Русской земли, о людях всех возрастов, разных профессий, о борьбе победной и провальной, о семье и школе, о том, как работают, как любят, как учатся, как строят и разрушают… И потом спорить, обсуждать, возмущаться, защищать. Постепенно наладится культура дискуссий.

Что касается Андрея Звягинцева, попавшего в исторический переплёт… Рассказав Западу о русской жизни на понятном тому языке скандинавского нуара, он, конечно, никакого преступления не совершал. Однако, когда так смело берёшься за темы Рока и Судьбы, – будь готов, милый, что Рок вполне может заинтересоваться и тобой.

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите "Ctrl + Enter"



Весь номер в формате PDF, подписка

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

гостиница в сызрани

hotel-syzran.ru

Дата центр

Дата Центр. Размещение и аренда сервера. Отличные условия! Спецпредложение

datacheap.ru

//Новости партнеров

//новости MIXADVERT.com

//Новости партнеров


//Авторы АН

//Музподарок от Юры Валова

//Новости

Dom

//Новости ADWILE

//Новости advert.mirtesen.ru

//Наши фотогалереи

//Читайте также

//D-agency.net

//Новости Globalteaser.ru

50

//Новости СМИ2

//Новости Lentainform.com

//Новости LiveInternet.ru

//Наши партнеры