Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 26(368) от 11.07.2013

Бремя честного человека

, 18:37 ,

Никита ЕФРЕМОВ, внук знаменитого Олега Николаевича и сын популярного Михаила Олеговича, поначалу в актёры не собирался, учился в математической гимназии. Но гены взяли своё, и юный Ефремов поступил в Школу-студию МХАТ на курс Константина Райкина. С 2009 года работает в легендарном «Современнике». Много снимается в кино: «Ненасытные», «Пассажирка», «Баллада о бомбере», «Любовь с акцентом» и др. Одна из последних главных ролей Никиты Ефремова – в фильме Оксаны Карас «Репетиции», на премьере которого обозреватель «АН» и поговорил с молодым актёром.

- Никита, в «Репетициях» ваш герой – актёр. Разве интересно играть, по сути, самого себя?

– Мой герой Игорь понравился мне своими искренностью, честностью. Не важно, актёр он, не актёр. Мне кажется, это правильный посыл в современном отечественном кино, где царствует в основном культ силы и денег. И ещё в этой картине интересна одна метафора – про репетиции. Слишком много мы пишем черновиков, всё чего-то репетируем, надеясь, что впереди будет другая жизнь… Нет, ребята, сегодняшняя жизнь – это уже беловик!

– А вы считаете, что живёте набело?

– Нет, конечно, у меня те же ошибки. Чересчур спешу, уделяю много времени тому, чему уделять не надо. Интуиция куда-то пропадает. А надо слушать себя. Вот основная проблема главной героини, возлюбленной Игоря, которую сыграла в «Репетициях» Александра Виноградова. Она же не себя слушает, а больше – других. Такие же проблемы и у меня – я не всегда слышу себя…

– А своего отца вы слышите? Он вас чаще критикует или, наоборот, хвалит?

– Отец всегда делает очень чёткие замечания. Не такие – мол, тут надобно встать левее, а тут правее, а тут крикнуть громче… Нет, отец задаёт наводящие вопросы, а потом без всякого назидания говорит: «Ты подумай над этим...» Я начинаю думать, и у меня что-то автоматически меняется в той или иной роли. Вообще мой отец – настоящий профессионал, таких в стране единицы.

– А с Олегом Николаевичем вы в детстве много общались?

– Нет, он умер, когда мне было 12 лет, и у меня тогда была совсем другая жизнь. Мы встречались, конечно, но для меня он дедушкой в общепринятом смысле не был. Или к счастью, или к сожалению. Тогда, наверное, к сожалению. А сейчас я понимаю, что он посвятил всю свою жизнь театру, искусству, и я очень рад этому. Хотя мне его не хватает, я бы, наверное, задал ему много вопросов. Но так сложилось. Из детства я мало что помню, связанное с Олегом Николаевичем. Помню, 24 мая 2000 года, перед самой его смертью, мы к нему приходили. Сфотографировались, и тогда ещё фотографии не получились, плёнка почему-то засветилась. А потом были похороны…

– Никита, вы снимались в военной драме «Баллада о бомбере» в роли капитана Андрея Гривцова, командира экипажа Ту-2. Самому удалось полетать?

– Удалось. Недели три мы обучались на компьютерных тренажёрах, а потом был один полёт на маленьком спортивном самолёте. Мы поднялись с девушкой-инструктором на высоту 400 метров. Я всё гадал – даст она мне порулить или не даст? В какой-то момент у неё вдруг звонит мобильный телефон. И мой инструктор как ни в чём не бывало отвечает: «О, да, Наташенька, привет!» А мне кивает – веди, мол! И я остался один на один со штурвалом…

– Вы играете молодого офицера и в новом сериале по мотивам повести Александра Куприна «Поединок». Скажите, чем те царские подпоручики и капитаны отличались от современных российских офицеров?

– Я вас разочарую – да ничем! Если человек честный, он и тогда был честным, и сейчас. Это без разницы. Мир делится не на временные эпохи, просто у каждого времени своя маска. Сейчас своя – вы вот, например, можете мой голос записать на диктофон, фильм посмотреть. Тогда этого не было. Но тогда были свои маски – разного рода приличия, дуэли. Однако, по сути, повторяю, человек либо честный, либо нет… Подпоручик Ромашов, которого я играю, он ещё мальчик, с нежной душой, смотрит на мир несколько наивно. Он видит, что все вокруг врут, пьют, занимаются беспорядочной любовью. И в какой-то момент вдруг сам начинает так жить, однако быстро приходит в себя – господи, что же я делаю?! И вот эта дуэль, где моего героя убивают. Казалось бы, столько ещё впереди, но раз – и нелепая смерть! Это фильм о том, как армейская машина, собственно говоря, съела человека. Поэтому я не знаю, как, в каком виде сериал пройдёт на Первом канале…

– А что вас смущает?

–Ну, понимаете, Куприн яро обличал армию. А у нас сейчас главнокомандующий – армейский человек, не гражданский, как Сердюков.

– Вы что, намекаете на возможную армейскую цензуру? Как те царские армейские порядки соотносятся с современными?

– Очень даже соотносятся! Когда я читал «Поединок», понимал, что это – абсолютно «антисегодняшняя» вещь. Это такая жёсткая правда о том, что происходило и тогда в армии, и сейчас по большому счёту! Пьянство, грубость, зуботычины, воровство. А в нашей жизни разве этого нет?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram