В родной Одессе Олег ФИЛИМОНОВ – народный герой. В лицо его прекрасно знают и в России, и в Штатах, и в Англии, не говоря уже об Израиле… Более 25 лет он носит почётное звание главного джентльмена бывшего СССР. И это не мешает ему снимать не самую интеллигентную передачу «Голые и смешные».
Одну из его внучек зовут Вивьен Ли, а жена Лариса, с которой он прожил более 30 лет, – настоящая чемпионка! Занятно, что первый муж его второй жены был женихом Людмилы – первой супруги Олега Николаевича…
- Олег, приехала в Одессу и неожиданно встретила вас с Евгением Хаитом. Вы по-прежнему сотрудничаете?
– Да, мы продолжаем вместе трудить труд и работать работу, как говорят в Одессе. После «Джентльмен-шоу» мы снимали «Камеру смеха». Программа «Голые и смешные» популярна в России и на Украине, проект розыгрышей и анекдотов «Смешной, ещё смешнее» идёт на главном канале Украины.
– Много ли одесских джентльменов живёт в Одессе сегодня?
– В Америке живёт больше, чем в Одессе. Мой очень близкий друг по жизни и джентльмен Яша Левинзон (помните его знаменитый монолог с зеркалом?) много лет назад эмигрировал в Израиль, работает на ТВ. Я часто езжу к нему в гости, заодно – снимаюсь в очень смешной программе «Большая прогулка с Филимоновым и Левинзоном». Между прочим, по заказу министерства туризма Израиля. Мы с Яшей приезжаем на какое-нибудь известное историческое место и рассказываем, как всё, на наш взгляд, было на самом деле. Это почти полная импровизация, рейтинг – бешеный.
С Александром Тарасулем мы создали в Одессе продюсерский центр. Алик – совершенно блестящий человек. На протяжении многих лет, даже когда его нет за столом, я всегда поднимаю за него бокал. Именно он развернул мою жизнь на 180 градусов. Я был успешен в науке, заканчивал докторскую, а он неожиданно предложил пойти на ТВ. С Эдиком Каменецким мы придумали телепроект, сняли пилот и повезли его в Москву в тот исторический момент, когда образовывалось российское телевидение. Лысенко и Попцов посмотрели нашу программу, сказали: «Берём!», и «Джентльмен-шоу» вышло в первый день работы канала РТР. Семь лет успешно работали, пока нас разными ковригами не сманили на ОРТ. Затем ещё 10 лет наше шоу выходило на украинском ТВ. «Джентльмен-шоу» – абсолютный рекордсмен на ТВ – ни одна программа не была в эфире такой долгий срок!
– У всех джентльменов судьбы сложились благополучно?
– Точно могу сказать, что все – состоялись, все – неординарные люди, начитанные, образованные. Сегодня на российском ТВ много наших авторов: Слава Пелешенко, Ян Гельман, Олег Рассеин, Игорь Осипов. Юра Сычёв жил в Америке, сейчас – в Москве. Толя Контуш живёт в Париже – профессор в области биофизики. В октябре в Одессе мы праздновали 25‑летие Клуба джентльменов. На юбилейном концерте с нами был и Игорь Миняйло, наш самый молчаливый джентльмен, автор лучших реприз и анекдотов. Мы с друзьями собрали средства на его лечение в Израиле, но оно, к сожалению, не спасло от страшного недуга. (В июне 2012 года в Одессе погиб ещё один кавээнщик – джентльмен Владимир Супрун – на пешеходном переходе его сбила блондинка на белом «мерседесе». – Авт.)
– Ваша супруга Лариса – не кавээнщица, а спортсменка. Как вы познакомились?
– Одесса – небольшой город. Когда мы познакомились у нашей общей знакомой, я сразу обратил на Ларису внимание, а вот она не сразу на меня отреагировала. Я был женат, и она была замужем. Но так удивительно совпало, что моя первая жена Людмила ещё в школе встречалась с Ларисиным первым мужем. Этот красивый молодой человек был её первой любовью. Через несколько лет мы с Ларисой снова увиделись, и у нас здорово всё сложилось.
– У всех ваших внуков заграничные имена!
– Младшая дочь Карина шесть лет прожила в Нью-Йорке, родила сына Эвана, но вернулась и сейчас живёт в Одессе. Старшая Вика – в США с дочками Марселой и Вивьен Ли. Её муж – одессит, но у него в роду были корейцы, отсюда такая фамилия. Дважды в году мы бываем в Америке, они тоже приезжают к нам.
– Что из юмористических программ вам нравится на ТВ?
– Михаил Жванецкий. Это вообще отдельно стоящее явление. И не потому, что мы с ним регулярно варим раков. Он часто читает мне что-то свежее, проверяет реакцию, я ему что-то с точки зрения стиля подсказываю, я ведь научно занимался стилистикой. Говорю, например, Михалыч, тут у тебя верлибр получился – этакий свободный нерифмованный стих.
А вообще наш жанр уж очень стратифицировался – буквально юмор для приматов. Существует две сигнальные системы. Первая – безусловная реакция на происходящее: штаны упали, и уже смешно. Вторая – реакция на слова. Когда человек пишет и добивается того, что люди смеются, – это искусство.
– Но ведь ваши «Голые и смешные» тоже рассчитаны на первую сигнальную систему...
– Жанр эротической скрытой камеры существовал и до нас, мы, говоря одесским языком, причухали, в свои рамки поставили, чтобы было смешно и не пошло, это работает нам в плюс. Эти смешные гэги не вызывают низменных чувств. Придумали формат Алик Тарасуль с Женей Хаитом. Женя – главный по кастингу, выбирает девушек с бюстом. Он строго следит за размером, на глаз определяет, где уверенный третий, а где два с половиной.