«В театре есть одна добродетель – успех» – эту фразу приписывают великому Мейерхольду. Огромный зал Театра Сатиры на премьере спектакля «Реквием по Радамесу» заполнен до отказа. Этого добился Роман Виктюк, оформив пребывание на сцене трёх актрис: Елены Образцовой, Ольги Аросевой и Веры Васильевой.
Виктюк обожает актёров, балует их, потакает им, – но и умеет ими распоряжаться.Имея на руках трёх выдающихся женщин, у которых могут быть проблемы с активным передвижением по сцене и запоминанием текста, режиссёр предусмотрел размещение на сцене нескольких кардиотренажёров и беговых дорожек.
Если что – можно схватиться за ручки тренажёра. Оно и сюжету не противоречит: героини живут в санатории. Да и для смысла образ верный, ведь современные цивилизованные женщины следят за собой до последнего вздоха. Время от времени на сцене появляются «слуги театра» (они же – инструкторы по фитнесу), в майках с изображением худрука Сатиры Александра Ширвиндта. Юноши художественно возят актрис с помощью личной мускульной силы.
Кроме того, каждые две-три минуты в действие вплетаются музыкальные фрагменты либо иные какие звуки. Таким образом, текст нарезается на удобные небольшие куски – и актрисам легче, и зрителям комфортнее.
И пёс с ним, с текстом, он не такого сорта, чтобы очень им дорожить. Альдо Николаи – крепкий ремесленник, добросовестный поставщик сценического материала, но не Шекспир и не Чехов. Виктюк был лично знаком с драматургом, ставил его сочинения, и «Реквием по Радамесу» Николаи написал специально для него и трёх актрис. Вначале предполагалось, что это будут Елена Образцова, Алиса Фрейндлих, Ирина Соколова, но сбылось иначе.
И сбылось, по-моему, наилучшим образом. Когда все три актрисы искупались в волнах обожания и взволнованных аплодисментах (Виктюк для каждой поставил специальный торжественный выход), началось действие и выяснилось, что это – не сатирическое обозрение. Да и вообще не комедия.
Речь в пьесе ведётся о том, что актёры – не люди. А уж актрисы – тем более. Правда, в некоторых из них есть крошечка, капелька божественного света. Поэтому их любят и поэтому эта любовь простительна.
Сирена – Ольга Аросева и Норма – Елена Образцова – обе ревнивые, завистливые, недобрые кривляки. Сирена более остра и умна, Норма – закована в лицемерие и фанфаронство. Куда привлекательнее и человечнее «просто женщина», прелестная Камелия – Вера Васильева. Кроткая седая дама с удивительно милым и ясным лицом посвятила свою жизнь детям, и чистое, драгоценное мерцание её души – явный контраст с фейерверками лжи и лицемерия бывших оперных примадонн.
Но на свой лад они обворожительны, эти божественные гадины, эти блистательные змеи! Они служили опере, они пели – а значит, была угодна Создателю и корыстная, монументально фальшивая Норма, и ядовитая, колкая Сирена…
Отличные зарисовки. Хуже с сюжетом – оказывается, что когда-то Норма и Сирена невзначай убили своего любовника, великого тенора. Тут сцена заволакивается дымом, появляется гигантская статуя Аполлона, музыка нарастает крещендо – и это уже оставило меня в полном равнодушии. Всё это совершенно ни к чему.
А умелая рука «доктора Виктюка», помогающая прекрасным нашим актрисам «держаться на ногах», – очень даже к чему. Дело в том, что ведь это – последние. Будут другие, может, и гениальные, но таких – не будет. Там время, там культура, там воспитание, там немаленькая и немелкая жизнь – всё сложено в единую человеческую личность. Поэтому народ и бежит в Театр Сатиры смотреть на трёх немолодых актрис, как на чудо небывалое. Правильно бежит.