Если ещё несколько дней назад в обществе были сомнения, вводить или не вводить в Правила дорожного движения новое определение «опасное вождение», то теперь, похоже, споры остались в прошлом.
«Помог» разрешить сомнения юный водитель дорогого внедорожника «Мерседес» Маджидов, который рано утром в конце мая устроил гонки по столице с сотрудниками ДПС. При этом он многократно превышал скорость, выезжал на встречную полосу, разворачивался через «встречку», «срезал путь» по тротуару… И хотя ни одной аварии при этом не произошло, юный гонщик со товарищи отбывает сейчас административный арест за неповиновение полицейским, а впереди им светит и уголовное наказание. Но вообще-то первоначально водителя должны были обвинить в опасном вождении. Просто термина такого тогда в ПДД ещё не было, а наказания нет и сейчас.
Запрет без наказания
В новой редакции ПДД (вступила в силу с 8 июня) водителю запрещается опасное вождение, что выражается в «неоднократном совершении одного или… нескольких следующих друг за другом действий». Далее перечисляются шесть видов правонарушений, которые в любом сочетании друг с другом составляют опасность для всех участников движения. И спорить тут особенно нечего, потому что среди нарушений – перестроение при интенсивном движении (всем известная «игра в шашечки»), резкое торможение (это когда более опытный водитель «учит» молодого, как надо ездить), препятствование обгону и т.д. На первый взгляд формулировка в ПДД выглядит несколько заумной, но понять, что есть что, можно, если заглянуть на специальный сайт «опасное вождение.рф» (он разрабатывался при участии членов комиссии по безопасности при правительстве РФ, сотрудников ГИБДД и общественных экспертов); там даны все примеры в виде трёхмерных «мультиков» и видео из реальной дорожной жизни. Полюбуйтесь! Может, узнаете кого-то из своих знакомых…
Правда, пока никакого наказания за опасное вождение не предусмотрено – только запрет в ПДД. И это, как ни странно, вполне логично.
Куда пойти учиться
Понятие «опасное вождение» существует в дорожном законодательстве многих стран мира уже больше полувека; в каждой разработаны система фиксации таких нарушений и таблица наказаний. Очень серьёзных, надо сказать – от нескольких сотен евро до тюремного заключения на приличные сроки. Даже если лихачество на дороге обошлось без ДТП, а лишь угрожало жизни других водителей! Но просто так «скопировать» эти правила и законы невозможно – у каждой страны свои порядки и традиции. И самое главное – своя система доказательств. У нас, к примеру, упор будет сделан на видеодоказательства, которые, к слову, недавно по закону обязали принимать от граждан все суды. Сейчас в МВД готовят новую редакцию регламента по надзору за дорожным движением, где пропишут действия сотрудников ГАИ по выявлению «опасных» водителей (с последующим наказанием). Причём инспекторов с полосатыми палочками на улицах не прибавится – они будут в кабинетах разбирать данные, полученные с видеокамер, видеорегистраторов и смартфонов. Если на записи чётко видны номер автомобиля и опасные маневры, которые он совершает, начинается официальное расследование. Или же офицер сразу выносит решение о штрафе, как в случае с превышением скорости, например. Информация будет поступать от нарядов ДПС ГИБДД (каждый день на дороги страны выезжают около 10 тыс. экипажей, и у всех в машинах – видеокамеры), с камер автоматической фиксации нарушения ПДД (всего их по России более 10 тысяч) и от сотрудников, которые дежурят в патрульных машинах ДПС скрытого наблюдения.
И самое главное: в качестве доказательств ГИБДД будет принимать записи с видеорегистраторов других водителей. Сотрудники ГАИ должны будут оценить запись и принять «процессуальное решение», то есть возбудить административное дело. Причём к сентябрю, как обещают в Минкомсвязи, будет разработано и специальное приложение для смартфонов, скачать которое можно будет бесплатно. Оно позволит вести качественную видеозапись с привязкой к местности, указанием координат и точного времени; подкорректировать эти данные будет невозможно…
Сколько вешать в рублях?
И только после этого, как нам обещают, появится и наказание. Собственно, это уже задача Госдумы, вернее, её нового состава, который соберётся к концу сентября. Значит, наказание могут придумать уже в октябре, чтобы оно вступило в силу с нового года. Пока в правительстве рекомендовали предусмотреть штраф – 5 тыс. рублей и лишение прав – в случае повторного нарушения. Мол, дальше правоприменительная практика покажет, насколько такое наказание эффективно; возможно, его придётся увеличить, дифференцировать… Да и само определение, вполне вероятно, тоже будет корректироваться. Но это уже – вопрос времени и практики.