Этим летом на саммите НАТО Польша намерена поднять вопрос создания у себя постоянных баз Альянса. Об этом не так давно заявил новый министр обороны страны Антоний Мацеревич. Где и для чего могли бы разместиться силы НАТО, если бы желания поляков воплотились в жизнь.
Поляки ведут незримый бой с Россией
По мнению польского министра обороны, на летнем саммите в Варшаве «будет принято решение, является ли Польша нормальным, равноправным членом НАТО и действуют ли по отношению к ней такие же нормы, как и по отношению к Германии, Франции, Бельгии, Нидерландам и другим странам, или же нас рассматривают как государство второй категории». Равноправие, по мнению Варшавы, заключается в её жгучем желании обеспечить свою безопасность путём размещения на своей территории постоянных контингентов войск США или НАТО.
На самом деле польское руководство не понимает, что это приведёт к обратному. Рост числа американских военных объектов лишь увеличит наряд российских сил на данном направлении. В первую очередь нестратегических ядерных.
Какие бывают базы
Военная база – понятие, имеющее разные значения, позволяющее вести определённую игру словами. Дело в том, что это может быть компактное размещение в одном месте неких частей или военных объектов. В том числе разного назначения и принадлежности разным родам или видам ВС. А может быть, и организационная структура, объединяющая разбросанные по всей стране части и военные объекты иностранной армии.
Примером первого понятия являются многочисленные военные базы США, которые занимают площадь от пары гектар до десятков квадратных километров и имеют «население» от нескольких десятков человек до десятков тысяч. Примером второго типа являются военные базы России в Абхазии, Южной Осетии, Армении или Таджикистане. Там в различных разбросанных по стране военных городках размещены части, составляющие в сумме бригаду или дивизию, со средствами усиления.
При этом базы могут быть сухопутных сил, ВВС, средств ПВО и ПРО, а также военно-морские. Есть и межвидовые – например, в Сирии у России имеются и военно-морская компонента, и противовоздушная, и авиационная, и сухопутная.
Где размещаться?
Забудем пока про реальность польских желаний. Представим, что решение принято положительное, – где и что может быть размещено?
Поляки хотят, чтобы в их стране на постоянной основе размещались и сухопутные части, и ВВС США. Но иностранному флоту в Польше делать нечего. На Балтике тесно, расстояния между портами небольшие. Базироваться на постоянной основе неподалёку от Калининградского оборонительного района (КОР) и его противокорабельных, крылатых и баллистических ракет никто не захочет. А право захода в польские порты у НАТО и так есть.
Что до баз ВВС, то аэродромов в Польше достаточно. Их активно строили во времена Организации Варшавского договора для развёртывания перебрасываемых из глубины Союза авиационных частей. Также «тоталитарные» режимы активно строили гражданские аэропорты. В результате у Польши имеется чуть ли не до сотни аэродромов. Причём большая часть – с ВПП длиной более 1200 м, вполне подходящей для базирования боевых самолётов. Из них до половины – с ВПП более 2400 м, где можно сажать почти все виды воздушных судов.
Правда, реально аэродромов и аэропортов в «живом» состоянии куда меньше. Для размещения военной авиации лучше всего подошёл бы один из используемых польскими ВВС (их порядка 20). В крайнем случае, можно «подвинуть» гражданскую авиацию в одном из аэропортов, но это лишние расходы.
Близко расположенные к границе с КОР аэродромы не подходят. Например, до «куста» аэродромов ВВС Польши Гдыня, Прущ-Гданьский, Мальборк из Калининградской области долетит не только «Точка», но и ракеты «Смерча» или «Торнадо». Не подходят и аэродромы в районе Варшавы или Радома – недалеко от них Белоруссия, военный союзник России. Одновременно надо учитывать фактор наличия в КОР ЗРС большой дальности С-400 и С-300, способных организовать «бесполётную зону» над большей частью польской территории. Правда, не на всех высотах, и чем дальше от позиций систем – тем больше шансов взлететь.
То есть если и размещать авиацию НАТО, то где-то на западе или юго-западе, подальше от границ с РФ или РБ. Для этого, например, подойдут аэродромы Свидлин, Краков или Познань. Особенно последний – там базируются все 48 польских F-16 и создана инфраструктура для обслуживания именно американских самолётов. Хотя стоит заметить, что от ракет «Искандера» прятаться в Польше негде – они могут достать и в Германии.
Мечты о ракетном мече
Правда, поляки планируют существенно обновить свою систему ПВО. Планом предусмотрено закупить 10 батарей ЗРК средней дальности и 19 батарей ЗРК малой дальности. Тип ЗРК не определён, зато уже есть польские названия, которые им дадут, – «Висла» и «Нарев». На то, чтобы стать «Вислой» (ЗРК средней дальности) претендуют «Пэтриот» PAC-3 (США) и SAMP-T (концерн, возглавляемый Францией). На систему малого радиуса конкурируют израильские «Барак», «Спайдер» и норвежский NASAMS. Выбор, в общем, «из нескольких зол» – все системы не очень удачны.
Поляки, кстати говоря, как и в 1939 г., когда польский Генштаб всерьёз рассматривал наступательную войну одновременно с Германией и СССР, планируют не только обороняться, но и атаковать первыми. Для этого они очень хотят восстановить в своих сухопутных войсках ракетные части. А для ВВС обсуждают с США закупку неядерных тактических дозвуковых крылатых ракет (КР) JASSM (с дальностью порядка 300 км) и JASSM-ER (с дальностью до 800 км). Первые американцы продать готовы, вторые – пока нет.
Вообще польские военные приготовления выглядят так, будто поляки и правда собрались повоевать с Россией и Белоруссией. Слишком уж активно они строят планы по закупкам танков, орудий, БМП, БТР, вертолётов и всего прочего. Например, число танков «Леопард-2» со 128 недавно выросло вдвое. Причём имеющиеся танки старой модификации дополнены куда более современными «Леопардами-2А5».
Дислокация сухопутных частей
Если говорить о сухопутных подразделениях, то их так далеко «прятать» бессмысленно. Они должны размещаться пусть и не у границы с РФ, но где-то не слишком далеко, чтобы служить сдерживающим фактором и средством усиления польских группировок. Но так, чтобы сразу не угодить под удар дистанционных средств поражения хотя бы тактического уровня (дальнобойных РСЗО, ОТРК «Точка-У» или дальнобойной артиллерии). То есть не совсем у границы.
Сейчас польская армия располагается следующим образом. Основные силы самой боеспособной 16-й механизированной дивизии (2 механизированные и танковая бригада) стоят у самой границы с РФ. Первая танковая бригада – у Варшавы. 11-я «бронекавалерийская» (танковая) дивизия располагается у границы с Германией, а 12‑я механизированная дивизия прикрывает побережье страны. В центре страны находятся мобильные части. То есть имеется некий заслон или эшелон первого удара на границе. Есть и силы второго эшелона, которые при необходимости могут быть выдвинуты к границе. При таком раскладе поляки, вероятнее всего, хотят разместить американский контингент в районе Варшавы.
«Основополагающий Акт» мешает
С высокой вероятностью польские мечты останутся мечтами – американцы и «старшие» европейские члены НАТО пока не хотят дёргать русского медведя за уши сильнее необходимого. Им уже не нравятся ответные действия России, которые они считают (не без оснований) куда более весомыми, чем их собственные шаги. Поэтому никаких постоянных баз и контингентов на своей территории полякам пока не увидеть.
К тому же требования о размещении постоянных баз и военных контингентов НАТО противоречат «Основополагающему Акту о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО» 1997 года, часто называемому просто «Основополагающим Актом РФ-НАТО».
Там ясно указано, что Альянс не имеет намерений, планов или причин для развёртывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеет необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО, а также не предвидит необходимости делать это в будущем. Сходное обязательство имеется по поводу размещения постоянных баз и контингентов войск в новых странах – членах НАТО.
Лазейка есть
Но ведь не так давно с большой помпой было объявлено о размещении в Европе комплекта техники для одной бронетанковой бригады армии США – 87 танков, 120 БМП, 18 САУ. Причём этот комплект планируется разместить сразу в 6 странах, включая и Польшу. Разве это не является нарушением Акта?
Дело в том, что совместные учения на территории новых членов Альянса этот документ не запрещает, как и ввоз техники для них. Вот американцы и воспользовались этой лазейкой, притащив бригадный комплект в Восточную Европу, а людей для него они будут присылать по ротации из США. Таким образом, они будут беспрерывно «участвовать в учениях».
Впрочем, не они одни такие умные – регулярная ротация активно используется и Россией, например, в группировке у границы с Украиной и Новороссией или в Сирии.