Многие уверены, что перемирие в Донбассе долго не протянется. Ни одну из сторон не устраивают достигнутые результаты. Новороссии нужно, чтобы оккупанты ушли с её территории, а Киев нуждается хоть в каком-то успехе перед холодной и тёмной зимой без газа и электричества. Значит, временной сделке суждено быть расторгнутой. Но когда это случится?
Мирная канонада
Обеим сторонам была выгодна передышка. Конечно, больше она устраивала Киев с его разгромленной армией. Требовалось прекратить разбегание паникующих частей, перегруппироваться, укрепиться и попытаться хоть как-то компенсировать ужасающие потери в технике и людях. Но и вооружённые силы Новороссии (ВСН) также находились на грани исчерпания возможностей для наступления. Они нуждались в подтягивании тылов и частей для укрепления на позициях, ремонте техники. Нужна была пауза – она появилась. Сейчас нужда в ней уменьшается – она скоро закончится.
Прекращение огня и так мало соблюдается – перестрелки идут практически с первого часа перемирия. В том числе и с применением ствольной и реактивной артиллерии. В последние дни их интенсивность резко возросла. Обе стороны предпринимают и попытки наступательных действий. Армия Украины пыталась прорваться к окружённым под Ждановкой частям, но была отброшена. ВСН сжимают фланги в районе Дебальцево, усиливают блокаду и натиск на Донецкий аэропорт, куда украинцам в начале перемирия удалось протащить батальонную группу 93-й мехбригады с танками.
Когда начнётся
Если Киев ударит первым, то это может случиться уже через 7–14 дней, когда армия Украины завершит перегруппировку и переоснащение. В свою очередь, ополченцы, устав от обстрелов, могут нанести превентивный удар. Причём их действия в районе аэропорта уже можно считать таковыми.
Указанный срок объясняется ещё одной причиной – некоторые украинские спецподразделения в настоящий момент проходят обучение у западных, в том числе у польских и американских инструкторов. Украинцев натаскивают на действия в городских условиях и в тёмное время суток. Правда, не очень понятно, чем будет полезен для них опыт американцев, привыкших воевать при тотальном превосходстве над слабейшим противником, не имеющим авиации. Тем не менее обучение продлится ещё примерно полторы-две недели. Одновременно американцы пытаются учить украинских военачальников основам операций. Это тоже малоперспективно – проще научить медведя пилотировать вертолёт.
Где ждать удара?
Сил для масштабных ударов по всему фронту у украинцев уже давно нет. Нет у них и шансов нанести Новороссии поражение. Возможны лишь локальные наступления для улучшения позиций перед зимним затишьем. Если оно вообще будет. Но в Киеве на это рассчитывают, так как воевать зимой там не готовы.
Часть наблюдателей считают, что Украина нанесёт удар из района Дебальцево в направлении котла в районе Ждановки в очередной попытке отрезать Енакиево и Горловку (и деблокировать части 25-й «аэромогильной» бригады в котле). Также возможен удар в противоположном направлении – в попытке срезать Алчевский выступ, протянувшийся до Северодонецка. Он угрожает боевым порядкам украинских войск. Вообще идея с наступлением из-под почти блокированного Дебальцево выглядит глупо – дорога туда уже находится под плотным обстрелом сил ВСН. В случае наступления её и вовсе могут перерезать. Это приведёт к уже всем привычному итогу – «перемалыванию укропа в котле силами артиллерии».
Также у Киева есть возможность нанести удар из района Волновахи на Тельманово и далее – к границе с РФ. В случае успеха можно отрезать южную группировку ВСН от основных сил. Это крайне плохая идея. Как показывает практика прорывов ВСУ к российской границе – все они заканчивались одинаково: перемолотыми в пыль массами техники, котлами и многочисленными жертвами.
Но логика мышления украинских генералов недоступна обычному пониманию. Поэтому крайне вероятен очередной экстравагантный ход, который приведёт к очередной катастрофе.
Также имеются сведения, что украинские генералы решили наступать на севере – от Луганска и до границы. Именно там сейчас сосредоточиваются их основные силы. Это очередная попытка засунуть голову в мешок в расчёте, что её не отрубят.
Залатывая Тришкин кафтан
Ни людские, ни тем более материальные потери после летних катастроф Киеву восполнить не удалось. Потеряв 8–10 тыс. человек только убитыми (по наиболее адекватным оценкам) и провалив третью волну мобилизации (прозванной на остатках Украины «могилизацией»), удалось восполнить лишь часть батальонных тактических групп (БТГ) до
60–65% численности, а остальные – до половины. Разгромленные бригады и вовсе могут выставить на фронт после восстановления 1–2 БТГ нештатной численности и совершенно недоукомплектованных техникой.
Потеряв захваченными и тяжело повреждёнными от половины до двух третей штатной бронетехники и артиллерии, Украина не сможет восстановить такие утраты за короткий срок. Нынешнее состояние ремонтных мощностей и парка техники длительного хранения не оставляет шансов. Проще слетать в другую галактику. На заводах нет людей и мощностей для массового капремонта. Из 5 бронетанковых ремонтных заводов более-менее живым остался лишь один. Запасов запчастей крайне мало – они активно разворовывались, шли на экспорт или же уже потрачены на восстановление боеготовности той техники, что погибла на войне. И никакие грозные постановления о расконсервации техники за 48 часов, озвучиваемые по ТВ «суровым Кроликом» Яценюком, не помогут.
Подайте – сами мы не местные
Что же делать? Остаётся выпрашивать технику у стран НАТО или прочих «сочувствующих» вроде Грузии. И только выпрашивать, ведь денег у киевских нищих в казне нет. Но бесплатно большая часть стран НАТО не поставит даже старый хлам, которому место на переплавке. Тем не менее хоть и в мизерных количествах, но на Украину поступает не только «нелетальное снаряжение», но и кое-что посерьёзнее.
Снайперские винтовки, прицелы, средства связи, а с недавнего времени и бронетехника советского производства и даже авиатехника. Да, её крайне немного, но она есть и поставляется тайно. Правда, это всё – крайне устаревшее барахло, хуже того, что было у ВСУ. Есть сведения, что в будущем наступлении будут участвовать до 20–30 летательных аппаратов, поставленных из Восточной Европы, с наёмными экипажами. Учитывая, какого уровня достигла ПВО ВСН, эти самолёты и вертолёты кончатся за несколько дней. Зато появление их на фронте и возможный захват пилотов – сильно развяжут России руки, до этого отрицающей свою военную помощь Новороссии.
Что в итоге?
Каков будет итог такого наступления – предсказать несложно. После первоначальных успехов, истощив ресурсы, ударный кулак встанет, а затем будет перемолот артиллерией и РСЗО ВСН или танковыми частями «новороссов», которые активно формируются и обучаются. Украинские части опять попадут в котёл и будут оттуда пытаться вырваться. Итогом станет рухнувший фронт уже на севере и освобождение от оккупантов значительных областей ЛНР и ДНР.
Разгромленная армия станет для Киева ещё одним поводом для просьб о помощи у Вашингтона и Брюсселя. Желательно – войсками. Да только никаких войск никто не пришлёт. Одно дело – отправить набранное в Прибалтике или Польше наёмное отребье числом в несколько сотен. Другое – послать воевать регулярные части. Причём против весьма продвинутых в военном деле ополченцев, которые быстро и очень аккуратно перебили сотни единиц украинской бронетехники. А на границе с Россией можно повстречаться и с многотысячной группировкой «вежливых людей».
Превентивный удар
Весьма вероятно, что вместо очередной попытки «порешить» Новороссию ВСУ придётся решать другую проблему – как отбить наступление противника. Сил у ВСН уже вполне достаточно. Весьма вероятными для превентивного удара направлениями являются «дебальцевский выступ», взятие аэропорта и разгром противника в Авдеевке и прочих спутниках Донецка на западном направлении с переходом в наступление в направлении Славянско-Краматорской агломерации.
И конечно же, удар в районе Волновахи с целью – срезать удобный район сосредоточения и обороны противника. Ну и главное и наиболее вероятное – штурм Мариуполя, имеющего большое пропагандистское значение. Но более вероятно, что с политической точки зрения Новороссия предпочтёт сначала выдержать удар врага. И только остановив его, уже начнёт наступать.
Есть ли шансы на сохранение перемирия? Маловероятно. Для этого Киев должен отвести свои войска хотя бы на 50–70 км с тех позиций, где они сейчас находятся. Тогда прекратятся террористические обстрелы городов со стороны ВСУ и возникнут условия для нормальных переговоров. Но ни этого, ни полного вывода войск из республик Киев себе позволить не может – «сожрут патриоты». Значит, придётся ему помочь.