Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Жаркое из блогов 13+

Ракеты не становятся больше, просто спутники мельчают в разы

Маск пытается монополизировать «копеечный» рынок запуска «попутчиков»

, 12:54 Источник: zelenyikot.livejournal.com

Ракеты не становятся больше, просто спутники мельчают в разы

Российская частно-государственная компания GK Launch на ракете «Союз-2» запустила 38 спутников. Ранее компания SpaceX одной ракетой запустила 143 спутника — абсолютный рекорд. Предыдущий рекордный пуск совершили индийцы в 2017-м году, когда запустили 104 спутника. И это не ракеты стали больше — это спутники мельчают. Число малых спутников растет, и это показатель изменений, которые происходят в мировой космической отрасли.

Наноспутники (1-10 кг) и микроспутники (10-100 кг) развиваются последние двадцать лет

Поначалу их многие не воспринимали всерьез, называли «мусоросаты», использовали только для недорогих испытаний в космосе и в образовании. Но электроника уменьшалась, вычислительные способности её росли, как и пропускная способность радиоканалов, и в мире начали появляться десятки компаний, которые предлагали услуги на основе «мусоросатов». Оказалось, такие малыши могут фотографировать Землю с субметровым разрешением, следить за мировым судоходством и авиасообщением, нести на борту активные радары и работать в межпланетном пространстве.

Как правило, малые космические аппараты собирают из компонентов индустриального класса, и цена их в несколько раз ниже, чем электроника космического назначения. Запускать малые спутники тоже легче. Сегодня есть три способа запуска малых спутников:

1. С Международной космической станции, роботизированной рукой,
или вручную.

2. Сверхлегкими ракетами, грузоподъемностью 200-500 кг.

3. На больших ракетах попутным запуском, с каким-нибудь большим спутником или группой.

Попутный запуск самый дешевый, так как владельцу "попутки" не надо оплачивать ракету — она уже оплачена основным заказчиком. Спутники становятся меньше и легче, а ракеты остаются прежние, поэтому практически на каждой ракете среднего класса остается запас грузоподъемности, который можно использовать. Малому «попутчику» требуется только оплатить интеграцию, то есть установку на ракету, и создание переходного адаптера системы отделения.

Поэтому, когда журналисты высчитывают стоимость запуска делением цены всей ракеты на её максимальную грузоподъемность, получается сумма, далекая от реальности. Например коммерческая цена ракеты «Союз-2» около $40 млн, а её грузоподъемность около 8000 кг, простым делением получим $5000 за 1 кг, но фактическая коммерческая стоимость запуска на этой ракете около $15 000 за кг.

Если же брать сверхлегкую ракету, типа Electron, то там простое деление даст цену около $30 000 за кг, но фактически она будет выше за счет интеграции и использования третьей ступени, особенно если у пуска несколько заказчиков. Тем не менее, спрос на запуски сверхлегкими ракетами есть и постоянно растёт.

Причины в недостатках попутного запуска большими ракетами:

- длительный период ожидания пуска — места на ракете занимают за 2-3 года, хотя малый спутник реально собрать за полгода;

- ограниченность выбора высоты и наклонения орбиты: ракета летит туда, куда надо основному заказчику;

- необходимость разведения спутников по орбите (фазирования): разгонный блок на нужной орбите отделяет «попутчиков» «очередью» (потребуется несколько недель, чтобы разойтись и не создавать друг другу радиопомех).

Несмотря на недостатки, попутные запуски остаются самым популярным средством достижения орбиты для малых космических аппаратов. И на этот рынок пришел Илон Маск и говорит: «Эй, ребята, у меня ракеты со спутниками Starlink будут летать каждую неделю, могу подбросить, и ваша первая проблема решена».

Вторая и третья проблема решаются дополнительными средствами — сверхмалыми разгонными блоками, которые запускаются как попутные микроспутники.

Высокая частота запусков по собственной программе Starlink и наличие малых разгонных блоков позволило SpaceX открыть программу Rideshare. Суть этой программы именно в запуске всей "мелкой попутки", которую ему привезут клиенты. Цена запуска вне конкуренции — $5000 за кг на низкую орбиту, т.е. в три раза ниже, чем на российских ракетах.

По сути, Маск пытается монополизировать и этот «копеечный» рынок запуска малых космических аппаратов. И первый запуск по программе Rideshare показал серьезность его заявки. Прежде общее годовое количество запущенных малых космических аппаратов (не считая Starlink и OneWed) насчитывало примерно 350 шт.

Запуская по 140 шт, Маск закроет потребности всего рынка 2-3 ракетами...

Российская частно-государственная компания GK Launch на ракете «Союз-2» запустила 38 спутников. Ранее компания SpaceX одной ракетой запустила 143 спутника — абсолютный рекорд. Предыдущий рекордный пуск совершили индийцы в 2017-м году, когда запустили 104 спутника. И это не ракеты стали больше — это спутники мельчают. Число малых спутников растет, и это показатель изменений, которые происходят в мировой космической отрасли.
Наноспутники (1-10 кг) и микроспутники (10-100 кг) развиваются последние двадцать лет
Поначалу их многие не воспринимали всерьез, называли «мусоросаты», использовали только для недорогих испытаний в космосе и в образовании. Но электроника уменьшалась, вычислительные способности её росли, как и пропускная способность радиоканалов, и в мире начали появляться десятки компаний, которые предлагали услуги на основе «мусоросатов». Оказалось, такие малыши могут фотографировать Землю с субметровым разрешением, следить за мировым судоходством и авиасообщением, нести на борту активные радары и работать в межпланетном пространстве.
Как правило, малые космические аппараты собирают из компонентов индустриального класса, и цена их в несколько раз ниже, чем электроника космического назначения. Запускать малые спутники тоже легче. Сегодня есть три способа запуска малых спутников:
1. С Международной космической станции, роботизированной рукой, или вручную.
2. Сверхлегкими ракетами, грузоподъемностью 200-500 кг.
3. На больших ракетах попутным запуском, с каким-нибудь большим спутником или группой.
Попутный запуск самый дешевый, так как владельцу "попутки" не надо оплачивать ракету — она уже оплачена основным заказчиком. Спутники становятся меньше и легче, а ракеты остаются прежние, поэтому практически на каждой ракете среднего класса остается запас грузоподъемности, который можно использовать. Малому «попутчику» требуется только оплатить интеграцию, то есть установку на ракету, и создание переходного адаптера системы отделения.
Поэтому, когда журналисты высчитывают стоимость запуска делением цены всей ракеты на её максимальную грузоподъемность, получается сумма, далекая от реальности. Например коммерческая цена ракеты «Союз-2» около $40 млн, а её грузоподъемность около 8000 кг, простым делением получим $5000 за 1 кг, но фактическая коммерческая стоимость запуска на этой ракете около $15 000 за кг.
Если же брать сверхлегкую ракету, типа Electron, то там простое деление даст цену около $30 000 за кг, но фактически она будет выше за счет интеграции и использования третьей ступени, особенно если у пуска несколько заказчиков. Тем не менее, спрос на запуски сверхлегкими ракетами есть и постоянно растёт. Причина этого в недостатках попутного запуска большими ракетами:
- длительный период ожидания пуска — места на ракете занимают за 2-3 года, хотя малый спутник реально собрать за полгода;
- ограниченность выбора высоты и наклонения орбиты: ракета летит туда, куда надо основному заказчику;
- необходимость разведения спутников по орбите (фазирования): разгонный блок на нужной орбите отделяет «попутчиков» «очередью» (потребуется несколько недель, чтобы разойтись и не создавать друг другу радиопомех).
Несмотря на недостатки, попутные запуски остаются самым популярным средством достижения орбиты для малых космических аппаратов. И на этот рынок пришел Илон Маск и говорит: «Эй, ребята, у меня ракеты со спутниками Starlink будут летать каждую неделю, могу подбросить, и ваша первая проблема решена». 
Вторая и третья проблема решаются дополнительными средствами — сверхмалыми разгонными блоками, которые запускаются как попутные микроспутники. 
Высокая частота запусков по собственной программе Starlink и наличие малых разгонных блоков позволило SpaceX открыть программу Rideshare. Суть этой программы именно в запуске всей мелкой попутки, которую ему привезут клиенты. Цена запуска вне конкуренции — $5000 за кг на низкую орбиту, т.е. в три раза ниже, чем на российских ракетах. 
По сути, Маск пытается монополизировать и этот «копеечный» рынок запуска малых космических аппаратов. И первый запуск по программе Rideshare показал серьезность его заявки. Прежде общее годовое количество запущенных малых космических аппаратов (не считая Starlink и OneWed) насчитывало примерно 350 шт. Запуская по 140 шт, Маск закроет потребности всего рынка 2-3 ракетами...

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram