Некоторое время назад мы рассуждали о проблемах современных международных отношений, осложненных утратой понимания ценности диалога, и его необходимости. Тогда мы, в частности, говорили о ситуации в области сокращения стратегических наступательных вооружений – и интересном, скажем так, тоне заявлений спецпредставителя президента США Маршалла Биллингсли.
Развитие событий, однако, заставляет остановиться на теме СНВ поподробнее...
Как мы помним, Маршалл Биллингсли выступил с заявлением – «или принимайте наши условия продления договора сейчас, или после выборов плата за вход повысится». Напомним, США предложили продлить договор «на некоторый срок» в обмен на заморозку ядерных арсеналов, включая тактические вооружения – и естественно, с условием периодической проверки этих арсеналов – а как мы помним, тактическое ядерное оружие договором о СНВ не охватывалось и никакими инспекциями до того не контролировалось.
Причина этой идеи проста: ограничение тактического ядерного оружия и вовлечение в переговоры о дальнейшем сокращении ядерных вооружений Китая – две ключевые идеи, с которыми американцы последние месяцы выходили на переговоры с представителями России. Приглашать Китай наши категорически отказались – «Ваш Китай, вы и приманивайте», – в конечном счете, от стратегического арсенала КНР России, строго говоря, ни жарко, ни холодно, в отличие от США. Не говоря уж о том, что вовлечение в процесс Китая без других стран большой ядерной пятерки, на минуточку, союзников США по НАТО, выглядит не сильно логично.
Таким образом идея о замораживании ядерных арсеналов, в том числе и тактических, приобрела дополнительную ценность – оставшись единственной существенной позицией, по которой русских можно еще на что-то уломать, что дополнительно важно – в предвыборный-то месяц.
Но это у американцев предвыборный месяц, а нам что за это будет? Ценой ограничения на ранее никак не попадавшую под действие договоров часть арсенала мы должны купить всего-то продление договора на год-два? Нет, понятно, что американцам желательно показать электорату победу, но в России такой компромисс очень многие не без оснований назовут предательством – и ни МИД, ни внешнеполитический блок АП явно не склонны решать внутриполитические проблемы США путем создания таких проблем в России.
В этих условиях по вопросу нового договора выступил Владимир Путин, ожидаемо подтвердивший то, что раньше уже заявлял МИД в лице замминистра Рябкова: Россия предлагает США продлить договор «хотя бы на год» без дополнительных условий, чтобы за это время попытаться все же прийти к компромиссу относительно последующего развития событий.
В США предложение Путина ожидаемо же (учитывая предшествующую риторику Биллингсли) назвали «провальным» и пригрозили возобновлением гонки вооружений.
Давайте подведем промежуточный итог:
Рразговор о дальнейшем сокращении СНВ как таковой текущую американскую администрацию не интересует. Иначе бы компромисс в виде продления договора был бы давно достигнут – и стороны спокойно и не спеша обсуждали бы все то, что действительно имеет смысл обсудить, начиная с Китая и заканчивая, действительно, тактическим ядерным оружием – в том числе и ценой, за которую России стоит соглашаться на ограничения в этой части, а эта цена совсем немалая.
Что интересует?
Победа в узком смысле, демонстрация «успешного успеха» здесь и сейчас, при том, что никаких оснований надеяться на внезапное умопомрачение российского руководства и сдачу давно обозначенных позиций нет. Личные это особенности Трампа, Госдепа, их советников, или просто такой специфический угол зрения на Россию, или что-то еще – бог весть, но прогноз относительно любого компромисса в таких условиях не самый хороший.
Чего ждать в этих условиях?
Если Трамп переизберется, и потом его представители действительно ужесточат позиции, то, пожалуй, можно будет констатировать бессмысленность разговора с данной американской администрацией вообще – с шантажистами переговоров не ведут. А если не переизберется… Байден уже заявлял, что предлагает договор продлить.
Посмотрим, а что еще остается.