Самые печальные прогнозы сбываются. В марте я и многие другие буквально кричали о том, что малый и средний бизнес накрываются медным тазом. Сейчас это обретает всё более явные очертания.
Цена коронавируса в России – почти треть ВВП
Минфин в своем ежемесячном отчете об исполнении бюджета сообщает:
Номинальный ВВП России в апреле оказался на 28% (на треть!) ниже аналогичного показателя год назад. В 2020 году – 6,3 трлн рублей. Это на 2,4 трлн рублей меньше, чем в 2019 году. Снижение, отмечают экономисты, могли вызвать введенный в стране режим самоизоляции и резкое падение цен на нефть.
И вот уже главный отечественный специалист по кризисам Анатолий Чубайс говорит, что от нефтегазовой зависимости пора избавляться. В интервью Forbes так и говорит: «Если лошадь сдохла, надо с нее слезть». Но делать-то что? На что опираться?
Ответ на поверхности: на малый и средний бизнес. Власть его будто недолюбливает, считая всех без исключения барыгами. Но во всем мире именно малый и средний бизнес является системообразующим, а не нефтяные и газовые вышки, не автогиганты и прочий «крупняк».
Малый и средний бизнес заставляет двигаться всю остальную экономику
Это он используют газ для обогрева гостиниц, ресторанов и прочих заведений. Он покупает автомобили, которые потом заправляет топливом, чтобы перевозить грузы и людей. Он принимает туристов и кормит, одевает и стрижет бороды людям.
Предприниматели, коммерсанты, бизнесмены, все эти «буржуи проклятые» создают рабочие места и кровно заинтересованы в увеличении ВВП – чем больше денег в экономике, тем больше денег у них.
Но у нас «особый путь». «Аэрофлот» получит господдержку порядка 8 млрд рублей. А ещё «Газпром», «Роснефть», РЖД…
Тем временем активность малого и среднего бизнеса в России упала до минимума за 5 лет. Минтруд прогнозирует:
В 2020 году число официально зарегистрированных безработных вырастет с 1,6 до 2,5 млн человек.
Может быть пора сворачивать с «особого пути» на «магистральную трассу»? И путь яснее, и цель понятнее.