Некоторые мифы о России куда древнее, чем про это принято думать. Варварской, холодной и непригодной для жизни страной Скифию считали ещё древние греки, не говоря уже о лежащей к северу Гиперборее.
Вот пересказ фрагмента из книги «отца истории» Геродота в одной из недавних статей Виктора Мараховского:
Геродот по понятным причинам имел дело с тем, что в позднем СССР именовалось «рассказами для командированных». Местные постоянно рассказывают приезжим какую-нибудь более или менее фантастическую жесть, причины науке неизвестны. Во времена Геродота это искусство находилось на пике – и несчастный грек ничего не мог с этим поделать, залезть в энциклопедии и перепроверить было невозможно за отсутствием энциклопедий.
В итоге Геродот может, например, сначала долго на серьёзных щах пересказывать какой-нибудь дикий сюжет с богами, человекозверями и невероятными извращениями – а затем обронить: «так гласит легенда, но я ей не верю».
Иногда причины, по которым он верит одной бредятине и не верит другой, совершенно недоступны уму. Например, он пишет: «В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению». Спустя пару десятков страниц он возвращается к этой теме и разумно замечает: «Кстати о тех перьях. Я думаю, это просто метель и снег».
Описанная выше методика создания и распространения мифов до сих пор работает. Её регулярно можно наблюдать в публикациях западных СМИ о России. Рецепт приготовления антироссийского журналистского зелья обычно такой: опросить местных о проблемах, выбрать самые ужасные, вплоть до фантастических, рассказы, приправить расхожими штампами и сделать на основе этого статью.
Так и получаются поражающие воображение истории о невероятной российской коррупции, полицейском произволе, подавлении свободы слова, нищающем бедном населении и всеобщем национальном алкоголизме.
Не то чтобы эти медийные мемы формируются совсем уж на пустом месте… но разница между ними и реальностью примерно такая же, как между чудовищными вихрями из птичьих перьев и обыкновенным снегопадом.
2. Между тем, невозбранное распространение мифов может иметь весьма печальные последствия. Хорошим примером является всеобщая охота на ведьм в Европе, которая, вопреки историческим стереотипам, имела место вовсе не в мрачное Средневековье, а уже в сравнительно просвещённое Новое время. Это хорошо видно по статистике осуждённых и казнённых по обвинению в ведовстве. Самый пик пришелся на XVI-XVIII века.
Также по инфографике можно заметить, что основная часть процессов против ведьм имела место в протестантских государствах, а отнюдь не в католических (за исключением Франции, где позиции протестантов в XVI веке были довольно сильны).
Дело здесь, однако, не в какой-то особенной кровожадности лютеран. Знаменитую книгу «Молот ведьм» написал католический монах в 1486 году, а первые прецеденты массовой охоты на колдуний имели место ещё в середине XV века, когда до Реформации было далеко.
Вероятно, самой главной причиной того коллективного безумия, из-за которого в Европе запылали костры, стало, как это ни странно, книгопечатание. Именно доступность антиведовских книг и памфлетов, где описывались приключения колдуний верхом на демонах, перевела рассказы о них из категории местных легенд в руководство к действию для фанатиков.
И вот, на фоне всплеска европейских войн, эпидемий сифилиса и оспы, падения урожаев и голода из-за Малого ледникового периода, озлобленные и несчастные люди бросились искать и убивать «виноватых». Поскольку умевшее читать население было в основном полуграмотным, оно слепо и некритично верило в печатное слово. И больше всего таких людей было именно среди протестантов, которые целенаправленно обучали своих единоверцев чтению.
В России, кстати, в ту эпоху также был огромный всплеск насилия. Опричнина, Ливонская война, Смутное время… Однако с ведьмами у нас не задалось, так как книжек про них никто не читал (книгопечатание в Москве началось в 1550-е годы и не получило широкого характера вплоть до правления Михаила Романова).
Поэтому к массовой полуграмотности наша страна пришла позднее, во второй половине XIX-го и начале XX века. Кого именно тогдашние сказочники назначили на роль жертв, вы и сами хорошо знаете.
Источник: https://olegmakarenko.ru/1734364.html