Аргументы Недели → Жаркое из блогов 13+

Даже Эр-Рияд позавидует...

Курск: Выжить среди торговых центров

, 15:04

В Курске я был много раз, но всегда проездом. Сам город у меня вообще ни с чем не ассоциируется. Первые мои мысли, когда я слышал Курск, были о подводной лодке или о Курской дуге. Но что там в самом Курске? Чем славен город? Чему он может научить другие города России?

Маленький самолётик авиакомпании приземляется в курском аэропорту. Рейс почти всегда опаздывает — мой задержали на час. «Бомбардье» «РусЛайн» летают между небольшими региональными столицами, где не хватает пассажиропотока для более крупных авиакомпаний. Сам аэропорт тоже очень маленький, с советских времён тут мало что поменялось. Но при выходе из зала прилёта висят красивые плакаты с проектом нового большого аэропорта! «Кто же будет сюда летать?» — думаю я.

Сразу скажу, чем мне запомнился Курск. Это город торговых центров и цветочных ларьков. Ни в одном другом городе России вы не встретите столько торговых центров! Даже саудовский Эр-Рияд позавидует. А где ещё в мире на главной улице на автобусной остановке будет 64 (!!!) разных маршрута?! Ни один транспортный узел Нью-Йорка или Лондона не может похвастаться таким разнообразием направлений! А ещё тут на каждой трамвайной остановке продают цветы. А если цветы не продают, то значит, нет и самой остановки. Вернее, формально она есть, но нет павильона для ожидания транспорта.

А если серьёзно, в Курске много проблем. В первую очередь с транспортом, общественными пространствами и исторической архитектурой. Городом много лет никто не занимался, но сейчас появился такой шанс. В 2032 году Курску исполняется 1000 лет. А тысячелетний город должен быть в хорошей форме.

В Курске действительно очень много торговых центров. В 2016 году на каждую тысячу жителей приходилось 887 квадратных метров торговых площадей (к примеру, в Белгороде в два раза меньше, а в Орле всего 153 кв. м). Это даже больше, чем в Москве, Питере или Самаре (682 кв. м на 1000 человек, лидер среди городов-миллионников)!

Местные жители рассказывают легенду, что давным-давно в городе была крупная строительная компания. И было в ней два партнёра. Однажды они оба влюбились в прекрасную женщину и превратились из партнёров в соперников! Любовь разрушила бизнес, и строительная компания раскололась на две части. Несмотря на то, что женщина сделала свой выбор, а бизнес развалился, бывшие партнёры не прекратили соперничество и продолжили строить торговые центры! Да, друзья, жертвой этого любовного треугольника стал Курск! Каждый из партнёров старался построить как можно больше ТЦ. Если один строил комплекс, то конкурент старался воткнуть свой на другой стороне улицы. Соперничество продолжается до сих пор, и весь Курск сейчас застроен коробками ТЦ.

Всё бы ничего, но торговые комплексы — это беда для города. Я понимаю, у людей любовь, бизнес, страсти, но город-то чем провинился? Если посмотреть на карту Курска, то вы увидите, что город реально весь утыкан торговыми центрами. Мне это чем-то напоминает Эр-Рияд:

Может быть, это и хорошо? Может, ничего страшного? Нет. Торговые центры — это очень плохо и сейчас я объясню почему.

Во-первых, торговые центры подменяют собой общественные пространства. Люди начинают отдыхать и гулять не в парках, на набережных или площадях, а в ТЦ. Казалось бы, что в этом такого? Но вот только задача хорошего общественного пространства — дать человеку отдохнуть, хорошо провести время, заняться спортом, развиваться и учиться. А задача ТЦ — вынудить человека потратить как можно больше денег. Без них вы в торговом центре никому не нужны, а яркие вывески, реклама и зазывалы работают только на одно — вы должны потратить деньги. Это бизнес, и он понятен. А если у тебя нет денег, для торгового центра ты сразу становишься неинтересен. Это в парке или на хорошей городской детской площадке все равны. Прекрасному озеру, городскому фонтану или качелям безразличны доход, возраст и социальное положение посетителей. Когда же торговый центр подменяет собой общественные пространства — это приговор для города. 

Во-вторых, торговые центры убивают малый и средний бизнес. Владельцам ТЦ выгодно заключить договоры с крупными сетевыми магазинами, которые будут стабильно платить аренду и притягивать в здание новых посетителей. Набор таких арендаторов во всём мире одинаковый. А вот малому бизнесу или неизвестной компании очень сложно попасть в ТЦ. Они могли бы арендовать небольшой подвальчик в центре города, но проблема в том, что все потенциальные покупатели разбредаются по ТЦ. И в результате городские улицы вымирают.

Собственно, это третья беда торговых центров. Они убивают жизнь на улицах. Когда все платежеспособные жители расходятся по коробкам ТЦ — улицы вымирают. Они становятся более опасными. На улицах меньше наблюдателей. Там неприятно находиться. Кому охота гулять по пустынным улицам?

В-четвёртых, торговые центры убивают городскую среду. Всё дело в архитектуре — почти всегда они слишком нагло вторгаются в городскую ткань. Это пёстрые коробки, облепленные рекламой. Они подавляют всё вокруг. Признайтесь, вам приятнее гулять вдоль фасадов исторических зданий или вдоль коробки ТЦ?

В-пятых, торговые центры перегружают городской транспорт. В городе внезапно появляется новая точка притяжения, к которой транспортная система просто не готова. Тысячи посетителей едут в ТЦ на машинах, они требуют парковку, вокруг начинают роиться маршрутки и пазики, всё стоит в пробках.

Курску предстоит очень непростая борьба с ТЦ. Борьба за людей. Нужно будет делать хорошие общественные пространства, нужно будет предлагать людям достойную альтернативу.

Важно, чтобы на вопрос: «А где вы отдыхаете?» — люди отвечали, «В парке» или «На новой пешеходной зоне».

Вывести людей из ТЦ будет очень непросто, но делать это надо.

И наконец, торговые центры убивают туристический потенциал города. Хотели бы вы поехать в город, где некуда сходить, кроме как в торговый центр...

Источник: https://varlamov.ru/3691062.html

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram