Россия заполучила «Пращу Давида»
В руки военных специалистов попала ракета-перехватчик израильской ПРО
7 ноября 2019, 15:11 [ «Аргументы Недели» ]
Как сообщают ближневосточные источники, летом 2018 года одна из ракет израильского противоракетного комплекса "Праща Давида" упала на территории Сирии практически в целом состоянии - самоликвидация не сработала. Сирийцы нашли ракету и передали ее в Россию для изучения. Американцы и израильтяне безуспешно пытались добиться возвращения ракеты.
Ракета данной системы, как и сам комплекс, были лишь недавно поставлены на вооружение ЦАХАЛ и являются совместной американо-израильской разработкой, которая в свою очередь является одной из основных частей израильской противовоздушной и противоракетной обороны.
Разумеется, как показывает пример американских дронов захваченных Ираном и Китаем, получение доступа к актуальным технологиям, может сильно подстегнуть развитие целого вида вооружений. С другой стороны, у РФ и без американо-израильских ракет с точки зрения ПВО/ПРО все весьма неплохо. Но в любом случае, напрямую ознакомиться с тем, что там у конкурентов, никогда лишним не бывает.
«Праща Давида» способна перехватывать различные цели – тяжёлые неуправляемые ракеты, БР малой дальности, крылатые ракеты, самолёты и вертолёты. В составе системы МАНИ, РЛС MMR (EL/M-2084 Multi-Mission Radar), ПУ с 12 ракетами Stunner и система управления и контроля. Ракета Stunner двухступенчатая и трёхимпульсная, имеет двойную систему наведения (радиолокационная и оптико-электронная CCD/IR). БЧ и взрыватель на ракете отсутствует, для поражения цели необходимо достижение прямого попадания «железо в железо» (hit-to-kill).
Местоположение батарей перехватчиков и РЛС не привязаны к какому-либо городу или объекту. Система защищает всю страну, соответственно места дислокации батарей выбирается лишь с точки зрения наилучшего положения на местности (отсутствие физических препятствий и электронных помех РЛС, возвышенности для увеличения дальности обнаружения РЛС и т.п.).
Комдив 66-го дивизиона подполковник Коби Регев ранее был комдивов одного из дивизионов «Яалом» («Патриот»), включая период операции «Цук Эйтан» (лето 2014 г.). Командиры батарей – обычно в звании майор, в составе батарей специалисты по обнаружению и перехвату, тыловому обеспечению и обслуживанию. Стандартное число ПУ в батарее 4, но данная цифра – условная, в зависимости от угроз та или иная батарея может быть усилена, как ПУ, так и запасом ракет.
Как и прочие системы ПРО, «Праща Давида» находится в боеготовности круглые сутки, семь дней в неделю (24/7). От операторов требуется высокая скорость реакции, считанные секунды, и это отрабатывается на регулярных учениях. «Праща Давида» может работать в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Обычно система находится в полуавтоматическом режиме, т.е. решение на запуск перехватчика Stunner принимает оператор.
В создании «Праща Давида» (ранее называлась «Волшебная Палочка») принимали участие многие предприятия, «Рафаэль» является главным подрядчиком и интегратором системы, он же создавал ракету Stunner и ПУ. «Эльта» из состава ИАИ создавала РЛС MMR, а «Элисра» из состава «Эльбит Маарахот» – систему управления и контроля (Battle Management Center, BMC). В настоящее время американская компания Raytheon производит ПУ, части Stunner и ТПК ракет, в рамках договора об использовании 50% средств военной помощи на ПРО в США (кстати, напомню о решении Польши, закупившей американские ЗРК «Патриот», оснастить их и перехватчиком Stunner).
В Управлении НИОКР МО (МАФАТ) создание «Праща Давида» (как и прочих израильских систем ПРО) курировал директорат «Хома». Директор программы «Праща Давида», бригадный генерал резерва Пини Йонгман, рассказал, что при создании системы многое было заимствовано из опыта «Рафаэль» в разработке ракет «воздух-воздух». При выработке требований к системе, рассматривались не только существующие, но и перспективные угрозы, не только БР, но и другие виды целей, в т.ч. ракеты, запущенные с самолётов.
На пике в проекте «Праща Давида» работали тысячи человек Испытания проводились в 2012-2015 гг., причём на завершающих тестах, прошедших в Пальмахим, присутствовал глава управления ПРО США (Missile Defense Agency, MDA) вице-адмирал James D. Syring.
Подготовка офицеров дивизиона типична для ПВО: КМБ, служба бойцом в одном из дивизионов ПВО, включая саму «Праща Давида», общевойсковой офицерский курс в БААД-1 и профессиональная часть курса в БИСЛА. Внутри пункта управления комплексом (BMC) всегда находятся несколько бойцов и один офицер, причём на кнопку запуска ракет нажимает боец-оператор.
В системе ПВО подчёркивают, что баллистические угрозы – одни из центральных для Израиля. Противник понимает достоинство такого оружия и вкладывает усилия в оснащении им. Герметичной защиты добиться не удастся, но в ПВО прилагают все усилия для минимизации ущерба, т.е. для снижения числа ракет, которым удастся прорвать ПРО Израиля.
Источники: https://www.israeldefense.co.il/he/node/32097, https://colonelcassad.livejournal.com/5405670.html