Подобно нашему Петербургу, столица Швеции Стокгольм построена на многочисленных островах. Поэтому и его называют Северной Венецией. Именно здесь каждый год 10 декабря (в день смерти Нобеля) происходит вручение лауреатам года премии его имени.
Наследие Альфреда
Альфред Нобель обессмертил себя, учредив премию для тех, «кто окажет наибольшую услугу человечеству». Причём совершенно неважно – и Нобель это отметил в своём завещании особо, – какой национальности, расы или религии будет лауреат. Его капитал складывался исключительно благодаря трудолюбию этого человека и его предпринимательскому гению. К моменту своей кончины в 1896 году, которая наступила в Сан-Ремо (Италия), он был обладателем 355 патентов, построил почти 90 предприятий в 20 странах мира.
Согласно завещанию, средства от продажи предприятий, принадлежавших Альфреду, следовало поместить в специальный фонд из ценных бумаг. Проценты от них ежегодно делятся на 5 равных частей (по количеству премий) и вручаются тем, кто (по мнению Нобелевского комитета) сумел успешно заглянуть вглубь Вселенной и совершил наиболее значимые открытия в области физики, химии, медицины или физиологии, а также автору лучшего произведения по литературе. Существует и премия мира для тех, кто способствовал взаимопониманию либо сокращению вооружений.
Она вручается в Осло, поскольку во времена Нобеля Норвегия и Швеция были единым государством. Наград всего пять. Премия по экономике учреждена не так давно – в 1968 г. Банком Швеции в связи с 300-летием банка. Награждению лауреатов предшествует Нобелевская неделя, в течение которой «избранники судьбы» – лауреаты года – посещают университеты Стокгольма и Осло, выступают с обязательной в таких случаях Нобелевской лекцией.
Вечером 10 декабря жители страны, и не только они, наблюдают по телевизору за церемонией награждения лауреатов и королевским банкетом в городской ратуше Стокгольма.
Фанфары для лауреатов
Награждение проходит в Концертном зале, расположенном в самом центре шведской столицы. Здание построено в 20-е годы прошлого века. Все его 1770 мест в этот вечер, как правило, заполнены.
В первых рядах – элита страны, видные государственные деятели, почётные гости. На сцене слева – на красных бархатных креслах те, кто в этом году удостоен высокой награды. Справа на голубых – король Карл XVI Густав и вся королевская семья. В глубине сцены – скульптурный портрет Альфреда Нобеля, увитый цветами. В этот день все цветы, украшающие зал, привозят из Сан-Ремо, где Нобель провёл последние годы жизни.
Хотя номинаций Нобелевской премии пять, однако лауреатов, как правило, бывает больше. В этом году их 11. По физике – трое американцев, по химии – трое европейцев, живущих в США. Двое лауреатов по экономике и только один по физиологии и медицине – представитель Японии, по литературе – уже упомянутый Боб Дилан. Премию мира в этот же день в Осло получит президент Колумбии – за усилия по завершению более чем 50-летней гражданской войны в его стране.
В честь каждого лауреата звучат фанфары. Король поднимается навстречу и вручает диплом и золотую именную медаль каждому из них. Денежная часть премии будет выдана на следующий день в офисе Нобелевского фонда. Лауреат получит чек, затем в сопровождении эскорта пройдёт в Банк Швеции. Сама премия меняется ежегодно в зависимости от стоимости ценных бумаг Нобелевского фонда. В этом году она составляет 0,93 млн долларов. Если же в номинации более одного человека, то она делится уже внутри самой номинации. Правда, и «разделённая» премия весьма весома в денежном отношении.
Сама церемония награждения довольно короткая: длится не более часа. Для того чтобы она прошла безукоризненно и ничто не помешало торжественности ритуала, утром этого же дня в 10:30 проводится специальная репетиция.
Гвоздь программы – Королевский банкет
Самый мощный аккорд Нобелевских торжеств – Королевский банкет в Синем зале городской ратуши, который венчает всю Нобелевскую неделю.
Величественное здание начала XIX века знаменито Синим залом (1526 кв. м), напоминающим крытый двор. Стены сделаны из кирпича, колонны – из стокгольмского гранита, пол и широкая лестница – из мрамора.
Во дворе самой ратуши гостей встречает несметное количество подростков с факелами в руках. При входе следует предъявить не только приглашение и аккредитацию, но и документы: в наше время осторожность – залог безопасности. Гостю выдаётся книжечка с планом рассадки и фамилиями всех 1300 присутствующих.
В зале всё изысканно и продуманно: мужчины в смокингах, женщины в длинных вечерних платьях. У кого не оказалось – предлагается взять напрокат. Да и за сам банкет, за честь присутствовать на нём аккредитованным иностранным журналистам, для которых предусмотрено только 12 мест, надлежит выложить весьма круглую сумму.
По центру огромного зала располагается 25-метровый стол Почёта на 90 персон. Он предназначен для королевской семьи, лауреатов года, министров правительства, членов нобелевских организаций и послов тех стран, чьи граждане стали лауреатами в данном году. На столе хрустальные обелиски по количеству премий. Не только этот, но и все 65 небольших столов по периметру зала украшает посуда из специального Нобелевского сервиза, созданного шведскими дизайнерами. Здесь «приземлились» лауреаты прошлых лет, видные учёные Швеции, шведские и иностранные журналисты. Ровно в 19:00 звучат фанфары, звучит орган. Начинается триумфальное шествие всей «королевской рати» с балюстрады по главной лестнице к столу Почёта. Первый тост – «За Альфреда Нобеля» – провозгласит король. От каждой номинации слово предоставляется одному лауреату – не более двух минут. В зале присутствуют и 200 студентов шведских университетов, вытянувших по жребию «счастливый билет». У каждого через плечо – лента цветов национального флага Швеции.
Немного статистики. 30 официантам понадобится целых 8 часов, чтобы накрыть столы, и 5 часов, чтобы заварить 450 л кофе. Меню банкета определяется ещё в мае, но держится в строжайшем секрете. За два дня до банкета над ним начинают работать 40 поваров. Это высший пилотаж шведского кулинарного искусства. Его главный пункт – знаменитое нобелевское мороженое с подсветкой.
Особый церемониал вечера – разнос блюд целой армией официантов, одинаково одетых, движущихся синхронно, – настоящее художественное шоу. В 22:15 король Карл XVI Густав встаёт из-за стола, и все перемещаются в Золотой зал, где начинаются танцы. Весь ритуал за долгие годы настолько отработан, что, кажется, ничего нового произойти не может. Видимо, дух времени, ритм времени, интонация времени эти награждения и торжества обходят стороной.
Что касается российской науки. Если не будет бессмысленных «реструктуризаций» академической науки, если увеличится её менее чем скудное финансирование, то скоро и на нашей улице будет праздник. И снова прозвучат фанфары в честь лучших талантов нашей страны.