Об американском эсминце «Дональд Кук», над которым два наших СУ-24 совершили недавно в небе Балтики дежурный облёт, до сих пор нервно говорят многие политики, военные и коллеги-журналисты США и Европы. Наших пилотов называют чуть ли не провокаторами и дикарями. По сути же, «информационный повод» к скандалу на самом деле очень близок к пшику.
Почему?
Что делал «Дональд Кук» вблизи наших территориальных вод неподалёку от города Калининграда? Выполнял свою боевую задачу. Иными словами, просто шпионил.
Что делали экипажи наших «сушек»? Тоже выполняли боевую задачу, напоминая «Куку», что подсматривать за чужой страной, тем более с полным боекомплектом на борту, не очень прилично. В принципе, обычная работа для военных. Тем более самим натовским лётчикам очень хорошо знакомая. Об этом и пойдёт речь.
Два пишем. Сколько в уме?
Практика пресловутых «облётов» в перечне тактических военных приёмов во многих странах давно хорошо известна. Наверное, с тех самых пор, как были изобретены летательные аппараты.
Автор этой статьи ещё в советское время закончил высшее военно-морское училище именно в Калининграде и проходил сначала практику, а затем службу на кораблях Балтийского и Северного флотов. Всё это происходило не раз и не два. Сначала эти облёты нас, салаг, настораживали. Затем к ним привыкли, как привыкают, например в подъезде, к соседу-алкоголику: ну что с ним поделаешь?
Правда, в те годы роли участников процесса распределялись с точностью «до наоборот»: в качестве нынешних «сушек» солировали самолёты морской авиации США и стран НАТО. В роли же «Дональда Кука» невольно оказывались наши боевые корабли, причём в отличие от героя нынешнего скандала – не вблизи, а в тысячах миль от чужих государственных границ. В подобных спорных ситуациях это весьма существенная деталь. Почему?
Вас здесь не стояло
Ещё в конце 60-х годов появление советских боевых кораблей для длительного дежурства в Мировом океане, на дальних подступах к своим собственным границам, было явлением редким и даже разовым. Поскольку и США, и страны НАТО считали всю водную гладь планеты чем-то вроде личного бассейна возле своих вилл.
Ситуация резко изменилась в начале 70-х с появлением у нашего флота мощных океанских атомоходов и новейших тогда больших противолодочных кораблей (БПК) с ядерным оружием. Наш флот стал океанским, и не считаться с этим страны – вероятные противники СССР, уже не могли. Хотя и пытаются до сих пор.
Представляю себе ступор командира американского авианосца, внезапно встретившего в 1971 году в центре Атлантики советский БПК и не придумавшего ничего лучшего, чем высокомерно отсемафорить: «Что вы здесь делаете?»
Ответ нашего корабля: «Что надо, то и делаем!» не оставил у американцев сомнений в том, что Мировой океан перестал отныне быть для них и их союзников местом безмятежных морских круизов. Тогда-то и началась эра массовых облётов наших кораблей боевыми самолётами как с американских авианосцев, так и с их береговых баз.
Век живи, век учи…
Моя личная первая визуальная встреча с натовскими самолётами произошла в 1971 году, когда мы, курсанты-первокурсники, во время учебной практики на крейсере «Октябрьская революция» вышли из порта Балтийск в свой первый океанский поход в Атлантику. Тут же над нашим кораблём массово загудели натовские самолёты-разведчики «Орион». Взлетали они с прибрежных аэродромов ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии и вели себя весьма бесцеремонно: снимали и сам крейсер, и его экипаж «фас» и «профиль» без стеснения, неоднократно пересекая и боевой курс нашего корабля, что уже являлось нарушением.
Но во всём была своя экзотика. В Гибралтарском проливе, к примеру, нас, курсантов, пересадили на большой десантный корабль, который шёл в Севастополь от берегов Африки с полком морской пехоты на борту. Двухметровые загорелые бойцы с наколотыми черепами на предплечьях несколько месяцев выполняли в «братской» тогда Анголе интернациональный долг. Из их рассказов мы усвоили, что на ангольской земле заветы Ильича, Маркса и Энгельса лучше всего усваивались, если лектор вместо указки держал в руках автомат Калашникова.
Но такие душевные разговоры сопровождались и суровым морским бытом. В центре Средиземки на корабле закончилась пресная вода. До Севастополя было ещё несколько суток перехода. Опреснители не смогли победить солёность забортной воды, и вкус компота из неё даже с тройной порцией сахара я помню до сих пор. Впрочем, это не более чем одна из составляющих морской романтики. Хоть и досадная. С развлечениями на корабле было негусто, но всё же они были.
К примеру, в какой-то момент на горизонте замаячил серый контур английского вертолётоносца. Кажется, это был «Арк Ройял». Через некоторое время над палубой нашего корабля завис их вертолёт. Шоу начиналось…
Люк вертолёта открылся, из него высунулся один из пилотов. Он свесил ноги, уселся поудобнее и что-то заорал. Гул моторов и шум винтов мешали понять, что именно, но, скорее всего, это были идеологически невыдержанные лозунги, шедшие вразрез с догмами наших политработников. Мы бросались в англичан проросшей картошкой, которую исправно подносили нам корабельные коки. Так впервые мы начали привыкать к будущей профессии флотских артиллеристов.
Вскоре пилот исчез. Но через какое-то время высунулся снова, и вниз полетели бумажные свёртки. К ужасу наших замполитов в них оказались туго перевязанные журналы «Плейбой», которые тут же исчезли в бездонных корабельных отсеках. Найти их не смог даже прикомандированный к кораблю особист: моряки оказались ловчее.
Прервал идеологическую атаку командир корабля. По его команде зенитная артустановка деловито развернулась стволами к вертолёту. Люк тут же захлопнулся, и наши добровольные аниматоры улетели к себе. Видимо, писать отчёт о проделанной агитационной атаке на мозги будущих офицеров советского флота.
Вся эта «развлекаловка» со стороны англичан грубо нарушала всевозможные международные соглашения о мореплавании. Но ни американские политики, ни западные СМИ тогда об этом даже не знали.
Мало того, когда мы проходили уже турецкие территориальные воды, нас «навестили» самолёты их морской авиации. Естественно, американской сборки. С натовской бесцеремонностью они несколько раз на минимальной высоте прошли над нашей палубой. Настолько низко, что в некоторых местах от реактивных струй запузырилась краска на корабельных надстройках.
Как рассказали бывалые моряки, подобных ситуаций в море бывало предостаточно. Особенно грешили подобными облётами самолёты с американских авианосцев. Они наглели, а мы набирались опыта.
Сегодня, похоже, пришло время поменяться местами. «Дональд Кук» уже второй раз попал в столь «неловкое» положение. Первый раз недавно в Чёрном море. Так что давние уроки их авиаторов дали наконец реальные всходы. Впрочем, «Дональд Кук» отделался лёгким испугом. Всё могло бы закончиться хуже, если бы его экипаж посылу «сушек» не внял.
Подобных сцен впоследствии было предостаточно. И на дежурствах около Фарерских островов, где в воздухе по той же схеме бесчинствовали норвежские и немецкие самолёты, а море было нашпиговано их всевозможными разведывательными буями и называлось между моряками «натовским бульоном». И в проливных зонах вблизи Дании и Швеции. И в нейтральных водах Атлантики, Северного моря и т.д. Поэтому ничего нового или чрезвычайного в ситуации с «Дональдом Куком» ни я лично, ни мои друзья, у которых за спиной вообще по несколько «кругосветок», ничего не заметили.