Ночью 14 августа на индийской военно-морской базе в Мумбаи неожиданно взорвалась дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Синдуракшак». Сначала на судне раздался несильный хлопок, затем начался пожар, закончившийся двумя мощнейшими взрывами. Лодка затонула прямо у причала. Погибла вся дежурная смена из 18 человек.
«Синдуракшак» («Защитник морей») является лодкой российского производства. Она относится к экспортной модификации проекта 877ЭКМ «Палтус» – одного из вариантов знаменитой серии, называемой в нашем флоте «Варшавянками». На Западе их зовут Kilo и, уважая их исключительную малошумность, – «чёрными дырами океана». Сейчас около двух десятков таких лодок служат в Российском флоте – вдвое больше, чем в зарубежных флотах. До этой катастрофы у индийцев их было 10.
После взрыва СМИ, особенно индийские, озвучили несколько версий. Предполагали даже диверсию. Учитывая то, что субмарина недавно вернулась с ремонта и модернизации из России, одной из первых в индийской печати стала версия о «некачественном ремонте». Однако быстро выяснилось, что в ходе модернизации лодка получила не только комплекс ракетного оружия «Калибр-ПЛЭ» (Club-S), но и часть оборудования индийского производства, в том числе впервые – аккумуляторные батареи (АКБ) местного производства.
Поэтому экспертов картина происшествия сразу же навела на мысль о том, что на лодке произошёл взрыв водорода, выделившегося из ям АКБ. Далее начался пожар и детонация торпед и ракет в первом отсеке (он находится как раз над ямами). Всё дело в том, что почти на всех ДЭПЛ используются свинцово-кислотные батареи. Поэтому при циклах перезарядки всегда есть опасность выделения водорода. Другие типы АКБ или тяжелы, или дороги, или малоёмки. Модные ныне лёгкие литий-полимерные аккумуляторы взрывоопасны – раз уж батарея китайского телефона может убить владельца, что сделает многотонная сборка из АКБ?
Ямы оснащены специальными датчиками – по инструкции каждые полчаса-час их показания контролируются. Однако при зарядке их необходимо обязательно вентилировать. Соблюдение этих инструкций гарантирует безопасность. Но индийцы их, похоже, не соблюдали – был канун национального праздника. К тому же, как говорят, индийские аккумуляторы выделяют намного больше водорода.
«Синдуракшак» сильно разрушена взрывами и пожаром и в строй не вернётся. Серьёзные повреждения получила другая ДЭПЛ этого же типа – «Синдуратха» и, возможно, ещё одна «одноклассница». Чтобы восполнить столь серьёзные потери, индийские СМИ даже предложили взять в лизинг у России нескольких таких лодок. Однако, по мнению экспертов, Дели надеяться на это не стоит. Москва скорее продаст новые лодки. Но Индия не первый год откладывает тендер на их закупку.