Аргументы Недели → В мире № 32(374) от 22.08.2013

Что случилось с индийской подлодкой?

, 16:39

Ночью 14 августа на индийской военно-морской базе в Мумбаи неожиданно взорвалась дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Синдуракшак». Сначала на судне раздался несильный хлопок, затем начался пожар, закончившийся двумя мощнейшими взрывами. Лодка затонула прямо у причала. Погибла вся дежурная смена из 18 человек.

«Синдуракшак» («Защитник морей») является лодкой российского производства. Она относится к экспортной модификации проекта 877ЭКМ «Палтус» – одного из вариантов знаменитой серии, называемой в нашем флоте «Варшавянками». На Западе их зовут Kilo и, уважая их исключительную малошумность, – «чёрными дырами океана». Сейчас около двух десятков таких лодок служат в Российском флоте – вдвое больше, чем в зарубежных флотах. До этой катастрофы у индийцев их было 10.

После взрыва СМИ, особенно индийские, озвучили несколько версий. Предполагали даже диверсию. Учитывая то, что субмарина недавно вернулась с ремонта и модернизации из России, одной из первых в индийской печати стала версия о «некачественном ремонте». Однако быстро выяснилось, что в ходе модернизации лодка получила не только комплекс ракетного оружия «Калибр-ПЛЭ» (Club-S), но и часть оборудования индийского производства, в том числе впервые – аккумуляторные батареи (АКБ) местного производства.

Поэтому экспертов картина происшествия сразу же навела на мысль о том, что на лодке произошёл взрыв водорода, выделившегося из ям АКБ. Далее начался пожар и детонация торпед и ракет в первом отсеке (он находится как раз над ямами). Всё дело в том, что почти на всех ДЭПЛ используются свинцово-кислотные батареи. Поэтому при циклах перезарядки всегда есть опасность выделения водорода. Другие типы АКБ или тяжелы, или дороги, или малоёмки. Модные ныне лёгкие литий-полимерные аккумуляторы взрывоопасны – раз уж батарея китайского телефона может убить владельца, что сделает многотонная сборка из АКБ?

Ямы оснащены специальными датчиками – по инструкции каждые полчаса-час их показания контролируются. Однако при зарядке их необходимо обязательно вентилировать. Соблюдение этих инструкций гарантирует безопасность. Но индийцы их, похоже, не соблюдали – был канун национального праздника. К тому же, как говорят, индийские аккумуляторы выделяют намного больше водорода.

«Синдуракшак» сильно разрушена взрывами и пожаром и в строй не вернётся. Серьёзные повреждения получила другая ДЭПЛ этого же типа – «Синдуратха» и, возможно, ещё одна «одноклассница». Чтобы восполнить столь серьёзные потери, индийские СМИ даже предложили взять в лизинг у России нескольких таких лодок. Однако, по мнению экспертов, Дели надеяться на это не стоит. Москва скорее продаст новые лодки. Но Индия не первый год откладывает тендер на их закупку.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram