Аргументы Недели → В мире № 25(215) от 01.07.2010

Лидер нации

В Казахстане фактический статус Нурсултана Назарбаева теперь закреплен и юридически

, 16:24

Казахстан может стать первой страной в Центральной Азии, где произойдет демократическая передача власти. Об этом, по мнению аналитиков, свидетельствует принятие закона о «лидере нации». В июне закон был одобрен парламентом и подписан премьер-министром страны. Сам Нурсултан Назарбаев, кстати, закон не подписал, справедливо посчитав, что «лидеры нации» не назначаются по указу.

Между тем, по мнению замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, учреждение звания лидера нации, присвоенного президенту Казахстана, полностью соответствует ментальности населения. «В Казахстане, как и в других центральноазиатских республиках бывшего СССР, лидеры находятся у власти многие годы, что само по себе становится гарантией стабильности и последовательности внешней и внутренней политики», – говорит эксперт.

Нынешний курс Назарбаева на создание демократического, светского и, что особенно важно в последнее время, процветающего государства поддерживается народом Казахстана. Как показывают данные социологических опросов, четверо из пяти казахстанцев считают президента лидером и страны, и нации, и если бы президентские выборы проводились сегодня, вновь отдали бы ему свои голоса.

Большинство политологов связывают титул лидера нации с уходом Назарбаева в отставку, которая когда-нибудь неизбежно случится. По мнению экспертов, наличие лидера нации в этом случае позволит прекратить аппаратно-клановую борьбу, не скатиться к дележу власти и портфелей, а в случае чего – и избежать политической нестабильности и гражданской войны, как в соседней Киргизии. Именно «лидер нации», не имеющий формального поста, но продолжающий объединять элиту Казахстана и твердо ее направлять, сможет обеспечить и спокойный переход власти, и последовательность политики страны, и укрепление ее позиций на международной арене.

По мнению Алексея Власова, руководителя ИАЦ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. Ломоносова, «лидер нации» по-казахстански – это соединение западной и восточной политических практик. С одной стороны, адаптации Казахстана к европейской политической традиции, где все бывшие президенты – авторитетные лидеры, которые участвуют в политической жизни страны. Во Франции, например, входят в состав Сената и Конституционного совета. С другой стороны, сценарий, близкий к «модели Дэн Сяопина», в рамках которой самый авторитетный политик страны сохраняет в своих руках возможности влияния на внутреннюю и внешнюю политику страны даже после формального ухода от власти.

Зачем нужен новый статус?

Задача лидера нации – сохранить уникальность Казахстана и наметить для своих преемников четкий курс общественного, политического и экономического развития страны, считают российские эксперты.

Сергей Марков, директор Института политических исследований:

– Придание президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву статуса лидера нации положительно скажется на инвестиционной привлекательности этой страны. Для Казахстана это очень хорошая модель. Она способствует политической стабилизации. Мне представляется, что этот закон может действительно создать условия для превращения Назарбаева в такого казахского Дэн Сяопина. Это правильно, он заслужил это звание своей огромной работой, своим вкладом в становление современного Казахстана.

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:

– Наделение Назарбаева статусом лидера нации оправдано исторической уникальностью положения президента по отношению к казахстанской государственности. Он является ее отцом-учителем. Государственность Казахстана молодая, для нее крайне важно состояться, сформировать прочную национальную опору, единую нацию, устойчивую политическую систему, которая обеспечивает одновременно национальный консенсус и внутреннюю конкуренцию за право управлять страной. И именно для того, чтобы создать управляемый режим преемственности, необходимо такое положение лидера нации, которое может позволить, например, предложить кандидатуру преемника на президентский пост и помочь ему войти в управление государством.

 Юрий Солозобов, политолог:

– Назарбаев никогда не превратится в Ниязова. Всем понятно, что целью этих поправок является не какое-то пожизненное восхваление Назарбаева, он предельно иронично относится ко всем славословиям в свой адрес. Идея состоит в том, чтобы создать возможность первого случая в истории Центральной Азии демократической передачи власти. Назарбаев прекрасно понимает свою историческую задачу и ответственность и делает все возможное, чтобы Казахстан оставался в демократическом поле и был примером для многих новых демократий Евразии.

 Леонид Гусев, старший научный сотрудник Центра аналитического мониторинга ИМИ МГИМО (У) МИД РФ:

– Придание президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву статуса лидера нации дает преимущества не Назарбаеву, а стране в целом, поскольку появляются дополнительные гарантии для устойчивого развития государства. Нельзя не помнить, что Казахстан, пожалуй, единственная из постсоветских республик, где не было ни межнациональных, ни межконфессиональных войн и конфликтов, где в мире и согласии проживают более 130 этносов. И для всех Назарбаев действительно лидер нации,  общей нации, а не просто отец всех казахов.

Подготовил Дмитрий СКВОРЦОВ, по материалам агентства РИА Новости

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram