На Ближнем Востоке начинается большая война
№ () от 8 октября 2024 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Израиль, исходя из личных интересов правящей верхушки, точнее, премьера Нетаньяху, продолжает уверенно сталкивать регион к большой войне. События последних недель говорят именно об этом.
Израиль обостряет
Причины такого поведения руководства Израиля куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но одним из основных мотивов является желание Нетаньяху избавиться от дамоклова меча обвинений в коррупции. Его положение похоже на ситуацию товарища Саахова из «Кавказской пленницы», где у того стоял выбор – идти либо к прокурору, либо в загс. Есть и иные причины. Например, желание «потопить» недостаточно проеврейское руководство США в лице Демпартии и Джо Байдена с Камалой Харрис. Так как Дональд Трамп Израилю кажется куда более просионистски настроенным. И тут чем больше свары и крови, тем ниже электоральный рейтинг демократов. Однако стремление Нетаньяху с подельниками слезть с горячей сковородки, как и желание сменить власть в США на более выгодную, может закончиться таким пожаром, в котором именно Израиль станет самым прогоревшим бревном.
От Газы до Ливана
В годичной войне в Газе ЦАХАЛ показал себя откровенно необученным войском, где нет ни нормального командования, ни нормального взаимодействия между танками и бронетехникой, с одной стороны, и пехотой и артиллерией – с другой. Где не учатся даже по ходу войны, где не учитывают новые реалии боевых действий. Но, конечно, тотальное превосходство в силах и средствах и откровенно партизанская тактика ХАМАС позволяли израильской армии разрушать всё и продвигаться. Да только вот побеждать – нет. За год ХАМАС так и не разгромили, более того, часть районов Газы пришлось покинуть, выведя войска. Потери точно никому не известны, а официальные цифры подвергаются сомнению даже в Израиле. Зато хватало видео с поражённой и уничтоженной бронетехникой, полями свезённых вместе подбитых «Меркав» – ясно, что только в них погибло немало народу. В общем, конфликт, по сути, подвешен в воздухе.
Весь год постепенно обострялась ситуация на границе с Ливаном. «Армия Сопротивления» (так зовётся армия «Хезболлы») регулярно атаковала приграничные силы Израиля, выбивая то танки, то БТР, то РЛС, то средства ПВО и блокпосты, то отдельных солдат. То ракетами и артиллерией, то ПТУР или беспилотниками. Израиль также наносил удары по приграничным районам Ливана. При этом Израиль не скрывал желания оттеснить армию «Хезболлы» на 20–30 км от границы за реку Литани. То есть восстановить зону Южного Ливана, которую ЦАХАЛ занимал не одно десятилетие.
Игра на всё
Недавняя резкая активизация Израиля началась даже до терактов с пейджерами и рациями, которыми «Моссад» уверенно открыл дверку в ад. Заминированные телефоны и рации были и раньше, но никогда это не ставилось на промышленную основу. Теперь подобной монетой могут заплатить и самому Израилю. Но главное, теперь все будут закупать такую технику или у своих поставщиков, или в дружественных странах, проверяя партии при этом на предмет подмены. Что, конечно, отрицательно скажется на прибылях западных телекоммуникационных гигантов, у которых перестанут покупать, как и на Тайване. Думаем, те же тайваньцы уже 10 раз прокляли свою жадность, заставившую их работать с «Моссад», – слишком дорого она им встанет.
Кстати, любителям закупать через волонтёров разные дополнительные радиосредства для своих подразделений на СВО тоже бы стоит задуматься – а надо ли? Неизвестно, откуда они всё это тащат и что внутри. С другой стороны, в такую игру можно играть вдвоём. Так что задуматься надо и тем, кто на другой стороне, причём по всему миру.
Следом последовало убийство шейха Насраллы, лидера «Хезболлы», и ряда его ближайших сторонников из политического руководства. По сути, после пейджерного теракта стало ясно, что у «Хезболлы» есть серьёзные проблемы во внутренней безопасности. И не только ввиду некоторой безалаберности работы соответствующих служб. Кстати, контрразведка у них есть, и достаточно сильная. Но, безусловно, в ливанских условиях, где есть масса не любящих друг друга религиозных и национальных фракций, работать сложно – желающих сдать информацию даже злейшим врагам, чтобы навредить соседям, – всегда достаточно.
Судя по всему, проколы связаны ещё и с тем, что внутри самой контрразведки движения действует агентура Израиля. После истории с Насраллой это стало яснее ясного. Как и то, что руководство Израиля попросту «сжигает» ценнейшую и явно высоко сидящую агентуру, реализуя столь грубо полученную от неё информацию. Ясно же, что информацию о бункере знало ограниченное число людей, а уж о встрече руководства – и подавно. Теперь весь этот список проверят и найдут предателя. И убьют. Если он не сбежал.
После этих событий стало ясно, что вторжение Израиля в Ливан неминуемо. И тут ответный ход сделал Иран.
Правдивое обещание номер два
Иран долгое время тормозил свою месть за убийство израильтянами главы политсовета ХАМАС Хании. Было ощущение, что он забыл совсем про свои клятвенные обещания. Отчасти – это так и было. Об этом недавно заявил президент Ирана Пезешкиан, рассказав о том, что «Запад обманул» Тегеран, пообещав деэскалацию и мир в Газе в обмен на откладывание мести в долгий ящик. А на практике не вышло ни того, ни другого. В итоге это сказалось отрицательно на выстроенной Ираном системе безопасности, которая базируется прежде всего на неотвратимости жёсткого ответа. Это сверхдержавы могут и не отвечать на удар и откладывать ответ – сильным всё позволено. А вот государства типа Ирана могут существовать только за счёт жёсткого имиджа.
В итоге миролюбивые круги в руководстве Ирана проиграли сторонникам жёсткой линии, было дано распоряжение на жёсткий ответ по Израилю. Операция получила название «Правдивое обещание – 2». Для Ирана – хорошее и говорящее название, где очень любят кодовые наименования учений типа «Меч Пророка» и т.п. религиозной тематики.
Иран нанёс удар почти неожиданно. Почему почти? Решение, силы, средства были подготовлены давно, цели разведаны, и требовалась только политическая виза военным. Поэтому от слухов о принятии этого решения до удара прошли на этот раз не дни, а часы. Признаки военной активности на базах были вскрыты достаточно поздно американской и прочими западными разведками. К тому же Иран предупредил США об ударе практически с его началом.
Но всё же некая информация просочилась, и Иран явно этого даже хотел. В отличие от Израиля Ирану не наплевать на мирное население стран-противников, и они бы не хотели случайных многочисленных жертв. Да и такой удар будет куда сложнее «замять», а Иран не воевать с Израилем собрался, хотя и готовился к подобным сценариям. Любопытно, что незадолго до событий между Москвой и Тегераном состоялись активные контакты, а прямо перед ударом Биби Нетаньяху пытался позвонить в Москву Владимиру Путину, но не преуспел. Когда он поставлял оружие Украине, то почему-то Путину не звонил. А тут взялся за телефон.
Вечером 1 октября за считаные минуты с подвижных пусковых установок в разных районах Ирана были подняты в воздух от 181 до 200 (оценки разнятся) баллистических ракет средней дальности (БРСД). Использовались жидкостные БРСД семейства Ghadr-F/Emad и твердотопливные БРСД Khaybar Shekan. Также было запущено небольшое количество БРСД Fattah-1 с маневрирующей головной частью, которую иранцы называют «гиперзвуковой». Не применялись наиболее тяжёлые и дорогие иранские БРСД, такие как Khorramshahr, Sejil и ряд других. Иран показал, что те справочники, в которых пишут, что у него только 50 пусковых БРСД, не стоят ничего. Впрочем, в тех же справочниках пишут про оставшиеся у ВС РФ 1, 5 тыс. танков, так что всё с ними ясно давно. Пусковых БРСД у Ирана явно сотни и сотни. А ракет – тысячи.
ПВО Израиля, несмотря на помощь американских и прочих союзников, от такого количества мигом сдулась, как воздушный шарик от иголки. Она просто не была рассчитана на такое количество достаточно приличных ракет средней дальности. Всякие там «Железные купола» для таких ракет и близко не предназначены, хотя и бестолково применялись для отражения атаки. А комплексов типа «Хец‑2/3», как и прочих, было очень мало, да и эффективность их при массовых налётах невелика. На поступавших видео было заметно, что ракеты прилетали к целям десятками, и ПВО сбивала немногих.
По ущербу ситуация не ясна до сих пор. Иран заявил об ударах по авиабазам Неватим (где базируются израильские F-35A), Нецарим, Тель-Ноф, также по «объекту 8200» и штаб-квартире «Моссад» (куда они, похоже, как раз не попали в отличие от прочих целей) и по скоплениям бронетанковой техники ЦАХАЛ в Газе. Также выяснилось, что под удар попала авиабаза Овда. Сначала Израиль заявлял нечто в украинском духе, типа «сбито 150% запущенных ракет», затем планочку снизил до «незначительного ущерба», запретив при этом выкладывать в Интернет попадания. Затем внезапно начали появляться сильно ухудшенного качества (в отличие от ударов по России) снимки от «частных» спутников-разведчиков типа компании MAXAR. И там стало сразу видно – попадания измеряются десятками по каждой базе. Так что иранцы, возможно, десятки самолётов, в том числе 20 F-35, и не уничтожили, но ущерб нанесли значительный.
Будет ли ответный ход?
Израиль явно оказался к такому не готов. Кстати, то, что попадания по военным объектам Израиля начали публиковать американцы, говорит о многом. Американский патрон недоволен своим израильским клиентом, который много себе позволяет. Израиль и хотел бы иного, но не может игнорировать США и их волю.
Так что непонятно, каким будет ответ Израиля и будет ли вообще? А вот в Ливан ЦАХАЛ вторжение начал. Однако оно пошло не по тому сценарию, который рисовал себе Нетаньяху. Никакой «ограниченной быстрой операции» не вышло. Тяжёлые потери случились в первый же день, из которых рассекретили только часть. Бронеколонны ЦАХАЛ практически сразу завязли, не пройдя и предполья обороны «Хезболлы». Продвижение составило 4–6 км, да и никаких победных докладов нет уже несколько дней.
В общем, блицкриг всё больше становится похожим на прошлогодний «контрнаступ» ВСУ. Разве что без дичайших потерь в технике и людях. В ответ на израильской территории побывали ДРГ «Армии Сопротивления», что изрядно удивило израильтян. Они верили в надёжность обороны. А война ещё толком и не начиналась. Но в случае действительно масштабного удара Израиля большая война в регионе почти неизбежна.