Учёные из ИНИОН РАН проанализировали, какой образ России предлагается в школьных учебниках СНГ. По результатам исследования, в учебниках государств бывшего СССР Россия в разные моменты своей истории выглядит колонизатором, угнетавшим народы и ущемляющим их культуры. Минимальное внимание уделено вкладу российской стороны в улучшение жизни в этих странах.
В казахстанских учебниках политика Российской империи называется «агрессивной и неэффективной». Критикуется советский период, с особым акцентом на голоде 1921 года.
В азербайджанских учебниках говорится о вхождении в состав СССР по военному принуждению. Азербайджанская ССР, согласно учебникам, создана для «обеспечения гегемонии». Вся российская история выглядит как постоянный захват земель и оккупация, Россия обвиняется в создании карабахского конфликта.
В Узбекистане Российская Империя и СССР тоже получили долю критики, их обвиняют в нанесении вреда идентичности нации. Польза отмечается только в сфере образования.
Наиболее положительно Россия в разные периоды своей истории описана в учебниках Таджикистана и Киргизии. Говорится, что времена были разные, но отмечается и значительный положительный эффект нахождения стран в составе Империи и СССР.