Белые британцы: поворот направо
№ () от 20 августа 2024 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]
В начале августа в Великобритании начались невиданные по размаху антимигрантские погромы: белые британцы возмутились нападением на танцевальную студию в Саутпорте выходца из Африки, который зарезал трёх детей и десятерых ранил. В то же время разрушительная сила этого протеста была на порядок ниже, чем, например, погромы в лондонском Тоттенхэме в 2011 г., устроенные самими мигрантами. Тем не менее реакция властей на случившееся в августе 2024 г. куда жёстче: задержаны сотни людей, суды выписывают реальные сроки, готовятся поправки в закон, чтобы «прижать правых».
Позднее просыпание
В Западной Европе давно уже никого не удивляет, когда какой-нибудь «благодарный» иммигрант, которому европейские бюрократы обеспечили вид на жительство, социальное жильё, бесплатное образование и кучу пособий, вдруг заходит в поезд с топором и начинает кромсать мирных бюргеров налево-направо. Вот и 17-летний уроженец Руанды Аксель Рудакубана, чьё имя сегодня перестали упоминать в британских СМИ, пришёл в детский клуб с ножом. Общество поначалу отреагировало мирным всенощным бдением в память о жертвах, на котором присутствовали тысячи людей. А потом в сотрудников полиции полетели яйца и стеклянные бутылки.
Сегодня официальные лица говорят, что виноваты в волнениях не Рудакубана и ему подобные отморозки, а правые активисты из местных, которые распространили неверную информацию, будто нападавший – мусульманин по имени Али Аль-Шакати, который в 2023 г. нелегально прибыл в Британию на лодке. Народ легко поверил, ведь когда происходит подобная дичь, виновными чаще всего действительно оказываются марокканцы, пакистанцы, палестинцы. Хотя Рудакубана, похоже, был просто недоволен отношением англичан к своему африканскому лицу: мол, могли бы предоставить ему и куда больше льгот, пособий и прочей халявы.
Бессмысленно гадать, почему именно в этом случае англичане малость завелись. Даже толерантное общество способно возмутиться, когда какой-то дикарь пырнул ножом 13 детей, лишив едва начавшейся жизни трёх девочек 6–9 лет. В первых числах августа было полно сообщений, что в Хэмпшире толпа из 200 человек бросает в полицию предметы и (о ужас!) подвергает мигрантов расовым оскорблениям. В Сандерленде куча белых собралась на марш по центру города, постепенно входя в раж: подожгли полицейский участок, пытались атаковать мечеть на Сент-Маркс. В Лидсе протестующие скандировали лозунги: «Мусульмане-педофилы, прочь с нашей улицы» и «Остановите лодки», на которых нелегальные мигранты плывут через Ла-Манш. В Кингстон-апон-Халл коренные англичане напали на отель, в котором проживали просители убежища, бросая кирпичи и разбивая окна. В Ротереме пытались даже поджечь гостиницу похожего профиля.
Реакция властей была для многих неожиданной. Тем более есть с чем сравнивать. 13 лет назад, в августе 2011 г., на севере Лондона полиция застрелила чернокожего наркоторговца Марка Даггана. Его родственники и друзья замутили протест, вылившийся в невиданные для мирной страны погромы и мародёрства. В Тоттенхэме нынче селится много мигрантов, поэтому белых лиц среди поджигавших машины и выносивших магазины было немного. Полыхнуло и по другим городам, где молодые члены этнических банд тоже искали повода повеселиться. Европа была шокирована сделанными с квадрокоптеров фото: кажется, что целые исторические кварталы британской столицы не подлежат восстановлению.
По итогу почти никого не наказали. Около 160 тыс. жителей Соединённого королевства подписали петицию о лишении погромщиков и мародёров социальных привилегий, но и этого не добились. Власти отменили несколько футбольных матчей с участием лондонских команд и посетовали, что экономическая ситуация в стране сейчас не очень, а молодых людей нужно понять и простить.
Сегодня риторика совсем иная, хотя протестующие против убийства британских детей не грабили магазины и не жгли чужое имущество. Тем не менее в стране уже больше 900 арестованных – преимущественно правых активистов. Некоторым из них грозит до 10 лет тюрьмы. Новый премьер Кир Стармер (бывший прокурор) выступил с телевизионным обращением, в котором назвал происходящее «ультраправым бандитизмом». Когда американский миллиардер Илон Маск написал в комментарии «Гражданская война неизбежна», с Даунинг-стрит раздалось возмущение: мол, никаких оснований для подобных заявлений у Маска нет.
Риторика британских политиков (сейчас у власти левые лейбористы) такова, что цензура против недовольных иммиграционной и культурной политикой будет усилена, а на самих мигрантов выделят дополнительные бюджеты. Например, им хотят облегчить получение социального жилья, хотя Аксель Рудакубана взял в руки нож явно не из-за его отсутствия.
Мавры сделали своё дело
Наиболее жёсткую форму протесты приняли в Ротереме – 100-тысячном городе, входящем в агломерацию Шеффилда. Как уже рассказывали «АН», несколько лет назад мир был шокирован новостями из Ротерема, где аж 16 лет орудовали многочисленные банды педофилов. Это не дурной сценарий для пятого сезона детективного сериала – следствие выявило более 300 подозреваемых и почти 1, 4 тыс. потерпевших.
Все подозреваемые, стыдливо отмечается в докладах, «мужчины азиатского происхождения» (в основном из Пакистана), все жертвы – девочки из белых британских семей. На допросах подследственные цинично именовали детей «белым мясом», признавая, что выбор жертв был связан именно с их расовой принадлежностью, – дескать, за них некому будет мстить. В группы объединялись «охотники» разного возраста и социального статуса, включая двух членов городского совета Ротерема. А полиция их, по сути, покрывала, опасаясь обвинений в расовой предвзятости.
Однажды наряд приехал по вызову граждан, обеспокоенных криками из соседней квартиры. По адресу обнаружили троих взрослых пакистанцев и 13-летнюю девочку. Что сделали добрые «бобби»? Отпустили мужиков и задержали за нахождение в нетрезвом виде ребёнка, которого насильники напоили водкой. Полицейские поступили так, потому что они равнодушные идиоты? Нет, они просто знают, что, если задержать пакистанцев, несколько сотен их сородичей выйдет к мэрии с плакатами: «Где ваша демократия? Где наша свобода?» А какая-нибудь послушная женщина в хиджабе зашьёт себе нитками рот, и это покажут по всем каналам. И будет много-много геморроя с начальством, если их вообще оставят на службе.
А как быть, если попытки изменить ситуацию даже на уровне министра ни к чему не привели? В сентябре 2022 г. едва назначенная глава МВД Великобритании Суэлла Браверман рассказала, что в нынешнем году к британским берегам Ла-Манша прибыло более 30 тыс. нелегалов, что в десять раз больше, чем в 2018-м. Одной из причин стал закон о современном рабстве, принятый при премьерстве Терезы Мэй. Его суть в том, что прибывший может с ходу заявить: мол, меня жестоко эксплуатировали где-нибудь в Эфиопии на заводе, который поставляет комплектующие для английской компании. Не можете проверить? Но это ваши проблемы. А до тех пор пока моя информация не опровергнута, Великобритания мне должна.
Браверман посетовала, что цели и структура этого закона оказались совершенно искажены: «Мы наблюдаем, что около 80% албанцев, прибывающих через Ла-Манш на маленьких лодках, утверждают, что они жертвы современного рабства». Законом злоупотребляют иностранные педофилы, убийцы и всякие проходимцы, которые хотят избежать депортации. Министр рассказала об осуждённом педофиле из Пакистана, отсидевшем в Великобритании десятку, и которого до сих пор не могут выслать из страны из-за закона о современном рабстве. Браверман пообещала «предпринять радикальные меры» и добиться внесения изменений в закон.
Но легко сказать! Например, её предшественница Прити Пател подписала соглашение об отправке иммигрантов в Руанду (из которой в Британию пожаловали родители Акселя Рудакубаны), чтобы приостановить поток нелегалов. Но в начале 2022 г. европейские судьи в Страсбурге заблокировали первый авиарейс, а «Хостел надежды» в Руанде стоит пустым, пока политика депортации увязла в баталиях в Высоком суде.
Однако настрой Браверман многое говорит о настроениях в английском обществе. Она раскритиковала полицию Сассекса, выступившую в защиту трансгендерного педофила после того, как общественность «неверно назвала его пол». По её мнению, потворствование политкорректности – это свидетельство чрезмерного влияния лоббистских групп и отсутствия смелости для того, чтобы охранять правопорядок по-старому. Нынешние копы тратят слишком много времени на «политику жестов» – встают на колени и танцуют на прайд-мероприятиях.
Кому-то может привидеться, что Браверман – это такая «железная леди» из Оксфорда, воспитанная на Киплинге. Нет, она дочь иммигрантов из Кении и Маврикия, буддистка, а коренной англичанкой не выглядит даже близко. Но никто в здравом уме и не скажет, что всех иммигрантов нужно отправить обратно в Африку. Необходимо лишь восстановить институты, не позволяющие превратить страну в помойку. Браверман пообещала «предпринять радикальные меры» и добиться внесения обещанных изменений в закон. Но продержалась чуть больше года – в ноябре 2023 г. её отправили в отставку.
В конечном счёте не высовываться по мигрантской теме выглядит разумным выбором. Кто-то так или иначе связан с распределением миллиардов фунтов на приезжих, кто-то просто не хочет потерять работу, кто-то искренне верит, что европейская экономика без мигрантов просто развалится. Политики давно смекнули, что местные избиратели капризны и взбалмошны, а приезжие голосуют строем по приказу своих духовных лидеров.
Поэтому бывший архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс и главный судья лорд Филипс на полном серьёзе заявили, что в английское право следует «включить» элементы законов шариата. А в Лондонском университете королевы Марии открыт отдельный вход для женщин, которые во время занятий не могут задавать вопросы и поднимать руку. Как прогрессивные люди, многие руководители смотрят в будущее страны, где самое популярное имя новорождённого – Мохаммед. Правда, это будет уже другая страна.