Авиакатастрофа вертолёта президента Исламской Республики Иран (ИРИ) Ибрахима Раиси потрясла регион. Волна от этого события прокатилась далеко за его пределы, дойдя и до России, США, стран Европы и Азии. Теперь многое зависит от того, какой будет официальная версия случившегося по результатам расследования тяжёлого авиапроисшествия.
Пропажа
Вертолёт президента Ирана Ибрахима Раиси пропал на обратном пути с церемонии, проводившейся совместно с руководством Азербайджана. На ней торжественно открывали две ГЭС на границе двух стран. Точнее, ГЭС «Гыз-Гэласы» находится у границы в Джебраильском районе Азербайджана, а вторая, «Худаферин» – в Иране, тоже рядом с границей. Строили их, конечно, с согласованием – невозможно построить ГЭС поблизости, не обговорив массу строительных нюансов. Учитывая сложные отношения Ирана и Азербайджана, для Баку и для Тегерана эта церемония была важна. Стороны хотели показать, что на границе можно не только концентрировать дивизии, как делает Иран, но и сотрудничать. Потому и присутствовали высшие руководители двух стран. 19 мая 2024 г. после завершения церемонии вертолёт с Раиси и министром иностранных дел страны вместе с двумя другими вертолётами отправился в Тебриз. Надо сказать, что погода в горах была плохой, а прогноз был ещё более негативным – горы заволакивало туманом на глазах. Причём прогноз на плохую погоду был получен ещё за сутки до этого, но решили лететь, и лететь вертолётами.
В 13:30 вертолёт президента Раиси разбился. Сказать, что он пропал с экранов радаров нельзя, он не наблюдался РЛС. Два других вертолёта долетели до Тебриза без проблем. Сначала иранские власти сообщили о жёсткой посадке, заявили, что машина села, все живы, всё в порядке. Начальник генштаба ВС ИРИ объявил о начале спасательной операции. В район были направлены вертолёты, БПЛА, военные команды, спасатели Красного Полумесяца Ирана – всего более 60 групп. Поиски осложняла непрерывно ухудшавшаяся погода: туман, дождь со снегом, ветер. И очень густой лес на склонах. Где примерно искать вертолёт – было понятно, но вот добраться туда долго не могли.
Информация и дезинформация
При этом вся эта история мигом начала обрастать слухами. Вертолёт сбили. Нет, это был теракт, и виноват предатель. Вертолёт разбился, все погибли. Нет, вертолёт разбился, Раиси и все прочие живы, их везут в Тебриз. Мы перечислили выше лишь малую часть всего того инфобреда, который заполнял ленты информагентств, не говоря уж о Telegram. Причём отличились в худшем смысле и иранские официальные лица, дававшие совершенно противоречащие друг другу и реальности заявления, а также иранские информагентства.
В России отреагировали на катастрофу сразу правильно. Высшее военно-политическое руководство быстро связалось с Тегераном и предложило помощь. Были подготовлены и подняты в воздух два борта Ил‑76МД с бойцами отряда МЧС «Лидер» и командой «Центроспаса» со всем необходимым оборудованием, включая и БПЛА и даже лёгкий вертолёт. Их, правда, потом вернули обратно. Помогли и турки, прислав свой тяжёлый беспилотник «Акинджи», способный работать в горах при плохой погоде. Очевидно, многочисленные иранские аппараты тут спасовали.
В итоге вертолёт нашли. Точнее, то, что от него осталось. Он разбился и сгорел. Сначала поступали сообщения, что пассажиры куда-то ушли, потом – что часть нашли живыми. Но это всё было ложью – разбились и сгорели все. Хотя, как сообщают, один из людей на борту вертолёта был жив ещё в течение часа после крушения и даже смог дозвониться в Тебриз. Но вертолёт нашли только вечером, и живых там не было.
Гибель главы государства в авиакатастрофе – событие нерядовое, хотя и не единичное. И в данной ситуации в регионе это могло и может стать «казус-белли». Недаром сразу же и ВС ИРИ (обе ветви – и Армия, и КСИР) были приведены в высшие степени боеготовности. Аналогичное случилось в Сирии, и, вероятно, в Израиле. Кстати, Раиси – второй из восьми президентов ИРИ, погибший на своём посту. Первым был Раджаи, убитый в результате взрыва, устроенного террористами в 1981 г., вместе с премьером страны.
Сразу же подлили масла в огонь различные идиоты в Интернете, начавшие бурно радоваться гибели Раиси. В лидерах среди них были, конечно же, украинцы. В Незалежной всегда хватает бурно радующихся беде соседей. Были и израильтяне, и американцы. Однако большая часть и экспертов, и пользователей Сети понимали, что возможны абсолютно любые сценарии. Причём крайне негативные. И слухи о диверсии также подливали масла в огонь.
Рассмотрим причины
Каковы возможные причины гибели? Их три – технические неполадки, человеческий фактор (ошибка экипажа, недосмотр службы безопасности, выпустившей вертолёт в полёт в такую погоду), возможна также диверсия либо сбитие вертолёта группой террористов или диверсантов. Но последняя причина почти невероятна – маршрут вертолёта точно не известен. Понять, какой вертолёт из трёх с президентом, стрелок с ПЗРК тоже не сможет.
Начнём с технической неисправности, отказа техники или разрушения узлов и агрегатов. Этот вариант очень возможен. Разбившийся вертолёт «Белл‑212» – это старый американский вертолёт лёгкого класса. Он разработан на базе легендарного и используемого даже ВС США до сих пор UH-1 («Белл-204/205») «Ирокез», также известного как «Хьюи», – машины времён Вьетнама. Этому вертолёту, скорее всего, не менее 35–40 лет! Безусловно, он получал лучшее возможное техобслуживание, и выпуск запчастей для них в Иране давно налажен, как и каналы получения запчастей в обход режима санкций США. Да, на вертолёте был опытный экипаж, и его обслуживали лучшие техники. Но вероятность отказа возрастной машины немаленькая.
Вариант человеческого фактора – по статистике, это наиболее частая причина авиапроисшествий. А тут ещё наложились сложные метеоусловия, горы и, мягко говоря, технически не самая совершенная машина. Зачем они полетели через горы на вертолёте, да ещё лёгкого класса, в такую погоду? Вполне вероятно, что сам Раиси не захотел терять времени.
Но командир экипажа на борту есть первый после Бога, и его слово выше и слова президента страны в части обеспечения безопасности полёта. Он мог и должен был не согласиться. Но, вероятно, считал, что опасности нет. В итоге машина на малой высоте в горах и тумане потеряла ориентировку и врезалась на скорости в гору и сгорела. Очень вероятный вариант. Но почему тройка вертолётов не шла колонной, и самый ценный борт не шёл в конце для защиты от таких случаев? В общем, как говорится, «как много вопросов – и как мало ответов». Пока никакой адекватной информации на этот счёт нет.
Третий, самый страшный вариант, – теракт или диверсия на борту. Возможно? Да, вполне. Причём нельзя исключать как действий внутрииранских террористов (там они есть), так и борьбы кланов и группировок за власть. Но вероятность этого невысока – в Иране раньше ничего такого не водилось.
Внешний вариант куда вероятнее, чем внутренний. Врагов у Ирана хватает – это и Израиль, и США, и Британия, и не только они. Прежде всего подозрение падает на Израиль. С одной стороны, положение Биби Нетаньяху таково, что ему просто нельзя прекращать боевые действия в Газе, а лучше бы и ещё одну войну развязать, пока по «победным» действиям ЦАХАЛа в Газе ему не начали задавать вопросы.
А ещё над ним висит дамоклов меч в виде расследований по вопросам коррупции. Ситуация для него безвыходная – или воевать, или его сожрут свои с потрохами, и ещё посадят и раскулачат. Как у товарища Саахова из всем известного фильма, блестяще сыгранного В. Этушем.
Но одно дело – начать очередную войнушку и ещё США в неё попытаться втянуть. Другое – нарваться на войну на уничтожение. А за убийство главы государства иной вариант сложно предположить. Так что Израиль не только начал активно отбояриваться от сомнительной чести быть виновником гибели президента и министра иностранных дел Ирана, но даже соболезнование отправил. Это значит, что израильтяне не хотят быть замешанными или уличёнными в этом.
Не хотят и в США, и в Британии. Там тоже вовсю отрицали свою возможную причастность. Более того, в США сразу же пошли публикации и сливы о том, что с погибшим руководителем Ирана были какие-то контакты через обходные каналы. Например, по вопросам снижения градуса взаимной напряжённости между США и Ираном и Ираном и Израилем. В целом отрицать вероятность причастности как руководства Израиля, США, Британии, так и отдельных структур и кругов в этих странах, и также в Турции и Саудовской Аравии и даже в Азербайджане – нельзя. Расследование покажет. Или же не покажет.
Последствия
В Иране пока у власти первый вице-президент Мохаммад Мохбер, исполняющий обязанности президента. Причём вопросами организации и контроля проведения внеочередных выборов главы светской власти ИРИ, которые должны по Конституции состояться в 50-дневный срок, он занимается не один, а вместе с главой судебной системы и спикером парламента. Они образуют Временный совет Ирана.
При этом можно согласиться с изданием The New York Times в том, что следующий президент, кто бы им ни стал, будет куда более непримирим к врагам Ирана, нежели Раиси. Американцы пишут, что Раиси был, конечно, не проамериканским, но умеренным политиком. Он не форсировал ядерный военный вопрос в Иране, выступал против создания иранского ядерного оружия. А сейчас этот вопрос в Тегеране уже стали обсуждать открыто. Мол, не пора ли, раз родине угрожают? Раиси к тому же рассматривался как один из наиболее вероятных кандидатов на пост Рахбара Ирана. США, конечно, желали бы выбрать из всех зол меньшее. Раз проамериканские политики в Иране невозможны, то хоть такие пусть возглавляют.
Ведь генеральная линия в Иране задаётся духовным руководством во главе с аятоллой Али Хаменеи. А светская власть лишь выбирает, в рамках избранной аятоллами и лично Рахбаром стратегии, тактику и пути решения поставленных задач. Но определённая свобода действий у президента Ирана есть, и Раиси устраивал и Запад как меньшее из возможных зол. А теперь, на волне роста напряжённости в мире и регионе, придёт совсем другой деятель. Скорее всего, он будет ещё ближе к России и Китаю. Так что на Украине зря радуются.