В нынешней военно-политической обстановке в поведении стран – членов НАТО наблюдается ряд взаимоисключающих тенденций. С одной стороны, Альянс усиленно делает вид, что в едином порыве поддерживает киевский режим, не жалея последнего вооружения и последних боеприпасов. С другой – отдаёт это вооружение очень неохотно, стремясь сбыть только ненужное и малопригодное. Чиновники НАТО демонстрируют единство перед «лицом российской угрозы», проводят крупные учения и одновременно обсуждают, что будет, если США их кинут.
Крупнейшие учения
В Европе начались крупнейшие со времён холодной войны учения НАТО Steadfast Defender – 2024 (STDE-24). Они пройдут вместе с подготовительными и завершающими фазами с 22 января по 31 мая. Формально это весьма масштабное мероприятие: в нём участвует 31 страна, а активные фазы состоятся в Германии, Польше, Литве, Румынии, Болгарии и Норвегии. Впрочем, так только кажется, если не изучить вопрос. А если присмотреться внимательно, то становится понятно, что не всё так однозначно.
Формально в STDE-24 примут участие до 90 тыс. человек. Звучит солидно, если забыть о том, сколько стран в это вовлечено. Можно сравнить эту цифру с некоторыми из стратегических учений ВС РФ, прошедшими до начала СВО. Разумеется, сравнивать надо с реальным масштабом наших учений. Ещё недавно из-за договорных ограничений наши крупные учения разбивали на несколько поменьше. Этим же методом пользовались и пользуются и натовцы, но в нынешней обстановке нам на подобные уловки идти уже не нужно.
По численности участников STDE‑24 вполне похожи на самые маленькие наши стратегические учения. Но тут же выясняется, что у НАТО всё реально куда скромнее. Так, в численность участников записаны учения национальных вооружённых сил: армии Германии Quadriga‑24 и армии Польши Dragon-24. Первые – это чисто дивизионные (10‑я дивизия) учения численностью до 12 тыс. участников. В их ходе отдельные батальонные группы и бригады будут перебрасываться за пределы Германии – в Литву, Норвегию, Польшу, Венгрию и Румынию. Вторые – учения двух польских дивизий (11-й и 16‑й) с отдельными бригадами численностью 15 тыс. человек. В них примут участие и американцы, и ряд других стран отдельными подразделениями.
В итоге получается, что в Steadfast Defender участвуют 12 тыс. немцев, 15 тыс. поляков, 20 тыс. британцев, а остальные – американцы. Все прочие 25 стран по факту почти не заметны. Если взглянуть на привлекаемую технику, то и тут масштаб весьма скромен: 133 танка и 1100 боевых бронированных машин, 80 самолётов и вертолётов и 50 кораблей, катеров и подводных лодок. Даже если посмотреть по включённым в состав участников национальным учениям Германии и Польши, то и там масштаб не особенно отличается. Хотя эти учения по технике считаются отдельно. Так, у поляков в Dragon-24 привлечено аж 100 единиц гусеничной техники, включая и иностранные армии. Да в одном полку или бригаде их намного больше.
Для сравнения стоит привести в пример наши учения. Маневры «Восток‑2018» – крупнейшие в современной истории: 305 тыс. участников, 36 тыс. единиц танков, ББМ, артиллерии, ЗРК и прочей боевой техники. Только от ВДВ привлекалось более 900 единиц боевой техники, от войск РХБЗ – 300 единиц. Учения «Центр‑2019» – официально 128 тыс. человек, более 20 тыс. единиц боевой техники, более 1 тыс. танков, 600 самолётов и вертолётов. Рядом с такими STDE-24 не смотрятся совсем. Максимум они тянут на корпусные учения, а то и дивизионные.
А если учесть, что всё это тонким слоем размазано по всей Европе и не только (ещё и Атлантика), отнять штабы, разных тыловиков и военные делегации наблюдателей, – то всё будет смотреться ещё скромнее. Но, разумеется, ВС РФ будут за этими учениями внимательно наблюдать и контролировать. Если потребуется, найдётся и чем отреагировать.
Союз холопов без пана
На фоне такой натужной демонстрации евроатлантического единства совсем странно звучат всё более громкие голоса, вещающие о том, что США в случае «неизбежного конфликта с Россией» после разгрома и исчезновения Украины, попросту кинут европейских союзников. Причём кого именно кинут – вопрос спорный. Нет сомнений, что «бросят на съедение Москве» нанодержавы Прибалтики и, вероятно, Польшу. Но уже говорят и о Германии. Даже в Британии начали беспокоиться, на что есть все основания.
После провала украинского контрнаступа и осознания натовскими хозяевами, что разгром ВСУ – дело весьма скорого времени, из-за океана начали раздаваться советы, как мышам победить кота без посторонней (американской) помощи. Экс-советник Рональда Рейгана Даг Бэндоу написал статью для издания American Conservative. Он заявил, что европейским членам НАТО придётся без США создать коллективную систему сдерживания России, включая и ядерное оружие.
Мол, полагаться на США больше нельзя, и Европа должна сама позаботиться о своей безопасности. Правда, это потребует очень много денег и усилий, а также промышленных и военных возможностей. Однако всего этого у Европы нет, но советника это не волнует, он советы раздаёт. «Ускорить этот процесс можно с помощью развёртывания ядерных сил», – пишет Бэндоу. А то, что ядерные силы требуют ещё больше денег, он забыл.
Он, правда, честно заметил, что ВС РФ превосходят коллективную Европу по военной мощи в разы даже без учёта ядерного арсенала. Но, по его мнению, собственное ядерное оружие могло бы дать европейцам шанс. При этом в Европе уже есть две ядерные страны, но Франция и Великобритания «не станут использовать его ради условной Прибалтики или Польши».
Но откуда-то, по мнению дедушки Дага, европейцы должны взять этот ядерный потенциал. Интересно, как и откуда, если учесть, что даже США в настоящий момент лишены возможности производства новых ядерных зарядов и нескоро вернут себе эту способность даже на минимальном уровне. Тем не менее такие «мелочи» не волнуют «настоящего» эксперта. Этими несуществующими коллективными ядерными силами, по его мнению, будет управлять Евросоюз или НАТО. По словам Бэндоу, страны Европы, зная, что их прикрывает ядерный щит, смогут идти на гораздо более рискованные шаги против России.
Тем не менее, даже если Европа вдруг как-то сможет создать ядерное оружие и не просто как образцы, а как систему, объединяющую производство, обслуживание, системы обеспечения безопасности и гарантированного доведения приказа на применение, – то этого всё равно будет крайне мало против огромного арсенала тактического ядерного оружия России. Стратегический нам тут и не понадобится – он для других задач и стран. Но откуда и как нарисуется этот выдуманный Бэндоу ядерный потенциал – он не уточнил.
А вот в Германии пошли другим путём. Глава крупной федеральной земли Гессен Борис Райн предложил Европе создать собственный (без участия США) военный союз. Для целей сдерживания он хочет использовать французский ядерный арсенал. Видимо, речь идёт о всё той же «армии Евросоюза», вокруг которой не первое десятилетие раздаётся много трёпа и не происходит никакого реального дела.
Потенциальные ядерные защитники Европы
Британия уже не находится в ЕС, так что её 120–140 активных боезарядов (есть и полуразобранные, суммарно заявлено 227), которые предназначены только для установки на арендованные у США баллистические ракеты подводного базирования «Трайдент-2», – европейцам не помогут. Никакого ТЯО у Британии нет. Есть некоторое число изуродованных боеголовок, у которых термоядерная ступень заменена весогабаритным макетом и работает только ядерный запал. Их мощность – 5 кт, и это англичане выдают за эрзац ТЯО, но таковым он не является. Пуск, пусть и одиночной ракеты с одним таким зарядом, всё равно будет расценен как полноценная угроза – в ответ будет нанесён массированный ракетный удар.
Французский ядерный арсенал покрупнее, он составляет 290 зарядов. Основная часть – заряды для баллистических ракет подводного базирования М51. У французов лодки, ракеты и заряды – всё своё. А также у них есть ТЯО авиационного базирования – 50–60 авиационных ракет ASMPA с дальностью до 400–500 км.
Но Франция – это последняя страна, которая поделится с соседями ядерными технологиями или потенциалом. Париж воспринимает ядерный щит как последний признак великодержавности и держится за него как утопающий за соломинку. Он не намерен ни с кем и ничем делиться, как и участвовать в каких-то переговорах, затрагивающих судьбу этого потенциала сдерживания. Так что с предложением поделиться с Европой или кого-то там защитить Франция попросту пошлёт подальше. Да и много ли того потенциала? В общем, не видать Европе своего ядерного щита и меча как своих ушей.
Лучшая защита – не вредить России
В целом идея о единой европейской армии – утопия, порождённая страхом: за все гадости, которые европейцы сделали России, скоро придётся заплатить. Причём очень дорого. Страх-то есть, а вот возможностей и желания реализовать утопические идеи – нет. С совместными учениями и то получается так себе, какая уж тут «армия двунадесяти языков». В целом, конечно, у Европы есть возможность обеспечить свою полную безопасность без США – это обратиться за помощью к России, выйдя из НАТО. И покаявшись в грехах.
Идея хорошая, но вряд ли реальная сейчас. Однако именно она могла бы сработать в отличие от остальных. А ещё можно перестать вредить Москве и попытаться исправить последствия сотворённого. Но на это у европейских политиков не хватит ни смелости, ни ума.