Аргументы Недели → В мире 13+

Израиль и Запад не знают, что делать с сектором Газа после победы над ХАМАС

, 14:15 Источник: ng.ru

Израиль и Запад не знают, что делать с сектором Газа после победы над ХАМАС
Фото: unsplash.com

Мало кто сомневается в победе армии Израиля над ХАМАС. Однако, что делать после неё, израильские и западные политики пока не знают.

ЦАХАЛ постепенно расширяет географию боевых действий. При этом количество ракетных обстрелов территории Израиля уменьшается. Правительство страны хотело бы вернуть как можно скорее хотя бы часть из 117 израильских заложников. Для этого оно готово пойти даже на временное перемирие. Тем временем это условие теперь не устраивает ХАМАС. Они настаивают на полном прекращении огня.

В этой ситуации происходит всё больше утечек о закулисных переговорах о послевоенном будущем сектора Газа, в которые вовлечены так или иначе связанные с этим конфликтом государства. По сведениям The Washington Post, резко обострились отношения администрации Белого дома и правительства Израиля. Нетаньяху настаивает на бессрочной оккупации Израилем сектора Газа. В то же время Байден является проводником идеи, которую помимо США принимают и Евросоюз, и ведущие арабские страны, и руководство ООН: анклав нужно возвратить под контроль Палестинской национальной администрации (ПНА).

В 2006–2007 годах Палестина, фактически, распалась на два независимых государственных образования. Сначала выборы в палестинский парламент выиграл ХАМАС, позже дело дошло до вооруженных столкновений военного крыла группировки (бригад Изз ад-Дина аль Кассама) с ФАТХ – военным крылом Организации Освобождения Палестины (ООП). Решался вопрос модели будущего Палестины: быть ей светским государством или исламисты из ХАМАС смогут провести свой государственный эксперимент. В итоге за хамасовцами остался сектор Газа. А ООП подконтролен Западный берег реки Иордан. При этом популярность правительства Махмуда Аббаса сильно упала.

Тем временем Запад, по сути, вмешался в давний спор между правыми и левыми Израиля. Он продолжается еще с момента Первой интифады 1980-х годов. Левые отстаивали вариант размежевания с палестинцами. Во многом это совпадало с положениями резолюций ООН. Сектор Газа и Западный берег реки Иордан должны стать отдельным государством, а все мешающие его нормальному существованию факторы (присутствие израильских войск, ограничения на передвижение людей и товаров, еврейские поселения) должны быть ликвидированы. При этом правые указывали на один очень существенный недостаток этого варианта: нет гарантий, что новое государство будет безопасным соседом. Ведь подавляющее большинство палестинцев считает своей землей далеко не только сектор Газа и Западный берег реки Иордан.

Правые призывали израильтян смириться с тем, что террористическая активность палестинских радикалов будет всегда. При этом её надо стараться уменьшить до минимума.

Избиратели раз за разом поддерживали Нетаньяху, несмотря на тянущийся за ним шлейф коррупционных скандалов. Секрет непотопляемости премьер-министра во многом объясняется постепенным примирением Израиля с тем, что его вариант разрешения палестино-израильского конфликта безальтернативен. Тем более что активность радикалов год от года снижалась. По некоторым данным, МОССАД прозевал атаку 7 октября из-за того, что там разделяли убеждение многих израильтян: ХАМАС нынче не тот. Зачем Исмаилу Хание и прочим уютно устроившимся за рубежом политическим лидерам группировки вступать в самоубийственную схватку с многократно превосходящим его по силам противником?  

Теперь выясняется, что израильские спецслужбы, а значит, и Нетаньяху лично, полностью упустили из виду тех, кто непосредственно руководил многотысячной армией ХАМАС в секторе Газа и совершенно не собирался складывать оружие. Яхъя Сарвар, политический лидер группировки в анклаве, проведший значительную часть своей жизни в израильских тюрьмах, подготовил атаку 7 октября и тем самым опрокинул все расчеты израильских правых. Для палестинской проблемы все-таки придется искать решение. Проблема в том, что новых вариантов не просматривается.

Нетаньяху предлагает вернуться во времена прямой израильской оккупации, а значит, бесконечной войны. Тем временем общественное мнение в США и странах Евросоюза склоняется в сторону поддержки палестинцев.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram