Отстранение Ли Шанфу от должности произошло через восемь недель после последнего публичного появления министра. А его долгое отсутствие породило спекуляции на тему «исчезновения» министра обороны и его судьбы.
Ранее об «исчезновении» министра из информационного поля писали западные издания, они утверждали, что он под следствием по делу о коррупции. Сейчас заокеанские средства массовой информации заговорили о том, что, дескать, отставка министра обороны Китая говорит о желании Пекина наладить диалог с США.
Объявление об отставке было сделано перед международной конференцией по безопасности в Пекине в воскресенье, на которой Китай планирует возобновить военный диалог с США, пишут западные журналисты. По их мнению, отставка Ли Шанфу, против которого были введены санкции США, может устранить препятствие для этого диалога.
Российские «китаеведы» отмечают, что похожая ситуация происходила и с отставкой министра иностранных дел КНР Цинь Ганя. Тот был снят с занимаемой им должности в июле этого года. А до этого почти месяц не появлялся в публичном и медиа пространстве.
«Чиновник сначала исчезает из публичной сферы где-то на там месяц, полтора, два, а потом становится известно об его отставке. Как правило, это характерно для расследований, которые ведет центральная комиссия [Коммунистической партии Китая] по проверке дисциплины. Такие расследования, как правило, связаны с обвинениями в коррупции», — высказался китаист, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
По его мнению, министр обороны Китая Ли Шанфу был также снят с должности из-за нарушений. В 2016 году Ли Шанфу стал заместителем командующего и начальником штаба созданных тогда Сил стратегической поддержки. Всего год спустя он был назначен на пост министра по развитию техники Центрального военного совета и главнокомандующего китайской пилотируемой космической техникой.
«В прошлом Ли Шанфу занимал должности в командовании Ракетными войсками и в Главном управлении по развитию вооружения и военной техники Китая. На этих позициях есть пространство для финансовых злоупотреблений. Можно предположить, что какие-то вскрыли с его стороны нарушения, за которые он пострадал», — предполагает Кашин.
На посту министра обороны КНР Ли Шанфу наладил тесные военные связи с Россией. Совершил два визита в Москву и провел за шесть месяцев три встречи с Министром обороны России Сергеем Шойгу.
Кстати, отставка Ли Шанфу — не единственная.
«Ситуацию надо рассматривать в целом: Ли Шанфу — не единственный член правительства, лишившийся поста за последнее время. Отправлены в отставку также министр иностранных дел, министр науки и технологий и министр финансов. То есть речь идет о целой серии кадровых решений. Причиной, судя по всему, является невыполнение принципиальных установок Си Цзиньпина и партийного руководства в целом. Руководство, скорее всего, недовольно недостаточно быстрым ходом военной реформы. Судя по отставкам министра финансов и министра науки и технологий, существует также недовольство экономической ситуацией в Китае и технологическим отставанием страны», — поясняет известный российский востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Маслов.
Он отмечает, что в последнее время по поводу этих отставок в Китае ходят слухи, что для них есть и какие-то частные причины. Дескать, у кого-то амурные дела, у кого-то коррупционные дела. Все эти версии, по мнению Маслова, служат, скорее всего для отвлечения внимания. Он считает, что в вопросе кадровых решений в КНР речь, в первую очередь, идет об укреплении партийного руководства этими ведомствами.
Что же касается предположений западных журналистов:
«Вообще, то, что происходит вокруг Китая, нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит в мире. Идет создание массы конфликтных точек и зон, через которые можно влиять на мир. Очевидно, например, что в случае конфликта вокруг Китая в воронку событий так или иначе попадут и Япония, и Южная Корея, и все остальные страны региона. И в этом случае Азия надолго перестанет быть конкурентом США», — рассуждает Алексей Маслов.