Ситуация на фронтах СВО сейчас характеризуется следующими основными факторами. Первый – украинский «контрнаступ» закончился феерическим провалом. Второй – киевский режим и его западные хозяева продолжают гнать пехоту в «мясные штурмы», причём практически без техники. Третий – Украина уже обоснованно опасается перехода в масштабное наступление ВС РФ. Четвёртый – на коллективном Западе наступают разочарование и усталость от всей этой ситуации, сопровождающиеся поиском оправданий, а также виновных в «перемоге».
Крушение надежд и непонимание этого
Но что делать, в Вашингтоне не знают. Точнее, не хотят осознавать реальные варианты. Ими являются или капитуляция Киева, или прекращение подпитки ВСУ со стороны США и НАТО, что лишь продлевает агонию. Но всё это пока не доходит до западных политиков.
Более того, некоторые из них ещё и хорохорятся, мол, всё идёт по плану и как надо. К примеру, известный записной русофоб сенатор Линдси Грэм по итогам визита президента Украины Владимира Зеленского в США дал интервью «Голосу Америки»*. Он назвал войну на Украине «хорошей инвестицией» для Вашингтона. Мол, «украинский народ за 18 месяцев вернул себе половину территории, и не погиб ни один американец. НАТО расширилось. Русская экономика разваливается, армия уничтожена». По его мнению, «Украина – это партнёр, о котором можно мечтать. Украинцы готовы воевать. Им просто нужна наша экономическая и военная поддержка. Мы уничтожаем русскую армию, не теряя ни одного солдата».
Для начала, чего вы там уничтожаете? Потери армии России в технике и людях отличаются от потерь ВСУ да и НАТО (техника-то их) более чем на порядок. Как и уровень производства техники, вооружения, боекомплекта в России и странах НАТО по большинству позиций. Как известно, пока толстый сохнет, худой давно подохнет. И худые в этот раз не мы – это точно.
Кроме этого сотни, а то и тысячи погибших западных советников, имеющих звания вплоть до генеральских, и отставные наёмники могли бы поспорить с утверждением, что «Запад не теряет на Украине ни одного солдата». Впрочем, они уже не смогут, потому что мёртвые говорить не умеют.
Да и о какой «половине территории» идёт речь? Если о тех районах, которые были заняты ВС РФ в первые дни СВО, а потом оставлены, так как на том этапе задача была выполнена, то их площадь значительно меньше. Да и при чём тут ВСУ? Российские войска ушли оттуда организованно, а через несколько дней туда осторожно стали проникать силы киевского режима. Кстати, в Херсоне было точно то же самое, только с той разницей, что до этого ВСУ месяца полтора без малейшего успеха бились о стальные ворота, усеивая поля и населённые пункты трупами и сотнями единиц обгорелой техники.
Успехи «контрнаступа»
Чего стоят «готовые воевать» ВСУ, показал трёхмесячный «контрнаступ». Он обошёлся Киеву под сотню тысяч убитыми, в сотни потерянных танков и боевых машин. Они были уничтожены при несопоставимых потерях с нашей стороны. При этом Киев успеха не добился. Таковым нельзя признать вклинивание даже не в первую линию обороны из 3–5 линий, а в полосу обеспечения на глубину от 6 до 9 км в паре мест. Подобное продвижение по уставам может быть назначено даже батальонной тактической группе на день боя, а не на три месяца силам десятков бригад, включая 12 механизированных и множество других из стратегического резерва. Их потери теперь нечем восполнять. Украинский стратегический подвижный механизированный резерв «сточился», пусть не полностью, но недалёк от того.
Немецкие танки «Леопард» и их шведские модификации по большей части или уничтожены, или получили тяжёлые повреждения и надолго выбыли из строя. Ориентировочно из примерно 75–80 машин «в окончательный минус» ушло до половины, если не более, а ещё много в ремонте. «Челленджеры-2» почти не воевали, но тоже потеряли минимум две машины из 14. Танков типа Т-64/72/80 и РТ‑91 – выбиты сотни. Их осталось – всего ничего. Вряд ли ВСУ перед началом контрнаступления располагали больше чем 500–550 живыми машинами, максимум – 600.
Из 185 суммарно переданных БМП «Бредли» уничтожено до сотни машин, а ещё половина оставшихся – в ремонте. Почти такая же ситуация и с остальными позициями. Разве что германские БМП «Мардер-1А3» понесли меньше потерь, как и американские БТР «Страйкер», – их просто меньше бросали в бой.
С артиллерией тоже проблемы – большинство западных 155-мм САУ типа PzH‑2000, «Краб», AS-90 или «Цезарь», как и буксируемых орудий М777 и прочих, – уничтожены или в ремонте. Например, больше половины польских «Крабов» (польские они только по названию – у них шасси от южнокорейской САУ К9, башня – от британской старой AS-90, гаубица французская) уничтожено. Во многих бригадах, по показаниям пленных, 155-мм или 152-мм орудия или выбиты совсем, или их мало. Например, в одной из аэромобильных бригад ВСУ осталось несколько пушек М777 и ноль 105-мм М119. И это из двух дивизионов, то есть более двух десятков стволов. Боекомплекта также мало.
Понятно, что такое пока наблюдается не во всех бригадах, но во многих. В общем, «успешно» понаступали. А взамен Запад почти ничего уже не обещает. Так, на замену выбитым танкам прибудут 30 «Абрамсов» старых моделей М1 и М1А1. Хорошо понятно, что они ничего не сделают – сходят пару раз в атаку да и кончатся. Ещё украинцам передадут несколько «Леопардов-2А4» со сроками поставки неизвестно когда и до 150 «Леопардов-1». Для последних и Т-55 – страшный противник. При этом сроки их поставки растянутся на год или полтора.
Фабрики по производству ценных советов
Одновременно те же американцы говорят Киеву: «Вам уже всё необходимое для наступления дали, так что давайте, наступайте. Технику потратили – так ещё есть «мясо», его и гоните». И Зеленский гонит. Только уже ставит перед собой более локальные задачи. До моря дойти Киев уже не мечтает, как и до Крыма, но планирует за месяц дойти хотя бы до Токмака. Или взять Бахмут до зимы. Задачи нереальные. Остаётся спросить – до зимы какого года и не будет ли перед этим дождичка в четверг?
При этом когда-то толковый американский мозговой центр RAND опубликовал новое исследование, где советует наносить как можно больше ударов вглубь России. Дескать, тогда украинцы точно победят нас. Американские эксперты дают «мудрый» совет не бояться российского тактического ядерного оружия (ТЯО). Типа Путин «не решится» (видимо, как не решился начать СВО), «не захочет изоляции» и даже «вступления в войну НАТО».
Интересно, в RAND хоть знают соотношение сил в ядерной области в целом и по ТЯО в частности? Какое ещё вступление в войну НАТО? Чтобы его за несколько дней спалили, как Польшу на одних учениях? Про офицеров и генералов НАТО, которых якобы русские «не трогают», – рэндовцам лучше спросить у них самих. У тех, кто выжил. А тех, кто нет, вроде убитых в доме офицеров в Виннице, пусть поищут на кладбищах.
В западных источниках были целые расследования про череду таинственных смертей среди военных и отставников, которых явно привезли с Украины. И никакие новые ракеты вроде «Таурусов» (немецкая крылатая ракета) или баллистических ATACMS – ничего не изменят. «Таурус» принципиально куда хуже, старше, менее совершенен и более заметен, нежели англо-французские SCALP EG/Storm Shadow, которые отлично сбиваются. ATACMS как баллистическая цель – проста, как сбивавшаяся сотнями «Точка-У», только скорость и дальность повыше. Маневрировать не умеет, да и заметность у неё намного выше, чем, скажем, ракеты HIMARS. В общем, надеяться на «чудо-оружие», как всегда, не стоит.
Новые поводы для беспокойства Украины
Зато у ВС РФ количество не чудо-, а просто отличного оружия постоянно увеличивается. К многочисленным и массово производимым квазибаллистическим, аэробаллистическим и крылатым ракетам различного базирования и различных дальностей, управляемым планирующим авиабомбам (УПАБ) и бомбовым кассетам (ПБК), боеприпасам «Гром» и комплектам УМПК для превращения обычных бомб калибров 250 кг и 500 кг в управляемые планирующие добавились и УМПК для 1500 кг бомбы. Которые летят намного дальше 250 кг и даже 500 кг версий – за 100 и более километров.
Ряды барражирующих боеприпасов, точнее, их самой интеллектуальной и грозной разновидности – «КУБов» и «Ланцетов» пополнили «изделия 52» увеличенной дальности. В частности, один из таких беспилотников уничтожил МиГ‑29 на аэродроме Долгинцево, в 75 км от линии фронта, причём «Ланцет» прилетел с тыла, сделав крюк. Появились и предназначенные для групповых пусков и групповой тактики применения «изделия 53» (Z‑54). Это тоже «Ланцет» – про них «АН» уже писали. Но есть и ещё одна новинка – Z-54 «Италмас». Это более крупный и тяжёлый, с намного более мощной боевой частью, барражирующий боеприпас. Он оснащён не электрическим, а бензиновым двигателем и, как сообщается, обладает дальностью более 200 км. Но, судя по своему виду и размерам, он вполне может поспорить и с младшей из двух «Гераней», имеющей дальность 900 км. Он практически готов к массовому производству. Если это будет не новый вариант «Герани», а машина с интеллектом и системами наведения «Ланцета», – у ВСУ наступят совсем тяжёлые дни. А особенно ночи.