Россия поставит в Алжир четыре самолёта-амфибии Бе-200 для борьбы с лесными пожарами, местные лётчики уже приступили к тренировкам на них, сообщает агентство РИА «Новости» со ссылкой на российское посольство в Египте. «ВВС Алжира опубликовали фотографии самолёта Бе-200 российского производства во время тренировки экипажа. Наша страна продаст Алжиру четыре гигантских самолёта-амфибии для борьбы с разрушительными лесными пожарами», – сообщило посольство в своём Telegram-канале.
Амфибия из рода уникальных
Почему «гигантских», не совсем понятно – Бе-200 далеко не самое крупное воздушное судно. У России в заначке был самолёт-амфибия А-40 «Альбатрос», вот он-то и остаётся самой большой амфибией в мире с турбореактивными двигателями. Бе-200 – уменьшенная в два раза по максимальной взлётной массе версия «Альбатроса» – около 40 тонн против 90. Периодически мелькает информация от различных представителей Минобороны, что выпуск «Альбатроса» будет восстановлен, но пока до практических действий дело не дошло. А жаль – для наших просторов этот водоплавающий гигант был бы очень кстати. Но чаще об А-40 вспоминают при чрезвычайных происшествиях на морях и океанах – самолёт способен садиться и взлетать при высоте волны 2, 2 метра (Бе-200 – максимум 1, 2 метра). Идеальный спасатель! Да и характеристики дальность –скорость – высота – полезная нагрузка у «Альбатроса» превосходные. Но чрезвычайное происшествие уходит в прошлое, и про А‑40 опять молчок.
Здесь стоит посмотреть на серийную амфибию – Бе-200. Самолёт более всего в мире известен как пожарный – как начинают гореть леса в Греции, Турции, Италии (или в какой иной стране), нашим амфибиям всегда рады. До 12 тонн воды забрать на борт с глиссирования и вылить на очаг пожара – главная характеристика Бе-200. Для нас работа отечественных самолётов на пожарах по всему миру – гордость и деньги. Более того, их готовы покупать, было даже соглашение с авиакомпанией из США на десять машин. Сейчас, конечно, об этом эпизоде можно не вспоминать – не та политическая обстановка.
Но в нашей стране леса горят тоже регулярно, стоит наступить жаркой, сухой погоде. В советское время, когда формировалось техническое задание на противопожарный самолёт-амфибию, было подсчитано, что для эффективной работы этой техники необходимо иметь возможность оперировать не менее чем 60 бортами. Несколько десятков Бе-200 действительно способны обеспечить настоящий водопад.
А теперь к реалиям. Первый полёт Бе-200 состоялся в 1998 году. Сначала за десять лет было построено семь Бе-200, шесть достались МЧС, один борт отправился в Азербайджан. В 2008 г. серийное производство самолётов-амфибий с Иркутского авиационного завода было решено перевести в Таганрог, на ТАНТК им. Бериева. Всего, включая опытные машины и прототипы, к настоящему времени за четверть века построено не более 20 самолётов-амфибий. Двигатели для них Д-436ТП, специальной «оморяченной» версии, получали из Запорожья, от компании «Мотор Сич». Сейчас все с надеждой ждут отечественную силовую установку ПД-8.
Авиазавод в Таганроге и без проблем с поставками двигателей с Украины работает неспешно. Почему? А торопиться некуда! Желающих приобрести этот самолёт – море, но всё упирается в сертификацию, в кабальные международные соглашения родом из 90-х. Мы признаём любые сертификаты от производителей авиационной техники из США и Европы. А они нет. Вот и строит завод по самолёту в год. Честно говоря, гордиться нечем. Почему не выпускаем серьёзную серию для формирования в стране ударного кулака «водных бомбардировщиков», способных наносить удары по опустошительным пожарам в Сибири, на Дальнем Востоке? Пусть сгорают дотла сёла? Или что мешает зарабатывать для страны авторитет и деньги по «горящим точкам» мира? Видимо, такую задачу перед авиапромышленностью не поставили. Или поставили, но не под персональную ответственность исполнителей. А Китай тем временем поднял на крыло собственную тяжёлую амфибию. И можно не сомневаться, скоро их самолёт рванёт на мировые рынки. А наш Бе-200 так и останется малосерийной машиной с уникальными техническими решениями и характеристиками. Если только крепкий пинок не придаст авиастроителям ускорение.
Летим в Грузию?
Российские авиакомпании возобновят полёты в Грузию спустя четыре года. То есть теперь не надо изобретать маршруты через Ереван, Баку или Стамбул. А особо экономным ехать наземным транспортом через пограничный переход в Верхнем Ларсе. Для граждан Грузии тоже мини-революция свершилась – с 15 мая президент В. Путин подписал отмену визового режима. Поделюсь информацией – знакомый бизнесмен из Тбилиси, чтобы попасть в нашу страну, совсем недавно заплатил за въездную визу 1400 долларов. Сейчас чертыхается – поспешил! Прямое регулярное авиасообщение будет выполняться с определёнными ограничениями – Грузия не может принимать самолёты российских авиакомпаний западного производства, санкции. Следовательно, это будут «Суперджеты», и, возможно, к ним присоединятся восстановленные после хранения Ту-204 и Ту-214. Все авиационные ресурсы указывают, что первооткрывателем на грузинском направлении будет компания «Азимут».
Турки своего не упустят
Авиакомпания «Туркиш Эйрлайнс» планирует приобрести 600 новых самолётов, что станет крупнейшим заказом для отдельно взятой воздушной компании в истории авиационной отрасли, сообщает портал EurAsia Daily.
Турецкий национальный перевозчик рассчитывает законтрактовать 200 широкофюзеляжных и 400 узкофюзеляжных самолётов уже к июню текущего года. На сегодняшний день парк авиакомпании составляет 414 самолётов. По словам председателя правления и исполнительного комитета «Туркиш Эйрлайнс» Ахмета Болата, переговоры идут «с производителями самолётов и двигателей». По данным инсайдеров, сделка будет с американским концерном «Боинг».
По мнению экономических экспертов, спрос Турции на самолёты возник после разрыва связей России с Западом. Сегодня значительная доля пассажиропотока из Европы в Россию и Центральную Азию идёт через Стамбул. Также стоит напомнить, что транзитный пролёт авиалайнеров из недружественных стран над территорией нашей страны закрыт, а это кратчайший путь из Европы в Юго-Восточную Азию, в Тихоокеанский регион. Так что турки становятся не только газовым хабом, но и собираются заставить подвинуться крупнейшие авиакомпании мира.
Отреагировали оперативно...
Российские аэропорты продолжают пропускать сообщения о минировании, сообщил телеграм-канал «Авиаторщина». Утром 10 мая сотрудников аэропорта Сургута ждала неприятная новость – их аэровокзал был «заминирован» в течение четырёх дней. За это время он успел отправить и принять около ста пассажирских самолётов.
Сообщение о заложенных в зданиях аэропорта бомбах «минёры» зачем-то отправили на почту отдела документационного обеспечения утром 6 мая. Его прочли только после майских праздников, когда с утра в среду проверяли входящую почту.
Тревога из-за сообщения с угрозой в сургутской авиагавани была объявлена лишь спустя четыре дня. Оповещение компетентных органов и служб, усиление охраны входных групп и пунктов досмотра, а также обследование помещений и привокзальной площади. Эвакуации пассажиров удалось избежать. Взрывных устройств обнаружено не было, сообщение о минировании четырёхдневной давности оказалось ложным.
Также спецслужбы два дня не знали, что аэропорт Пензы тоже «заминировали». Авиагавань пропустила сообщение с угрозой, так как в выходные дни тоже не проверяет свою электронную почту. Зато утро понедельника в аэропорту началось с тревоги! Анонимное сообщение о минировании двухдневной давности, к счастью, как и в Сургуте, было ложным.