В последнее время в таких странах, как Чили, Мексика и Индонезия всё чаще звучит слово «национализация». Да и к тому же все они объявили о том, что прекращают экспорт некоторых видов сырья, добываемого на их территории. А ещё раньше, в самом начале века о национализации полезных ископаемых объявляли в Боливии.
В конце апреля этого года чилийский лидер Габриэль Борич сообщил о создании в стране новой государственной компании. Организация получит исключительное право добывать литиевую руду и извлекать из неё литий. Литиевые месторождения Чили будут изъяты у частных компаний SQM и Albemarle. На рынке последовала мгновенная реакция. Оба частника в течение дня потеряли 18% и 12% своей капитализации соответственно.
Установление госконтроля над базой полезных ископаемых даст правительству Чили возможность влиять на размер предложения сырья и его ценовой аспект, а не только на «переосмысление инвестиционных решений», под которым подразумевается выбор партнёров. Отдельные эксперты настроены по этому поводу скептически. По их мнению, национализацию будет сложно осуществить, да и иностранным инвесторам это может не понравиться.
В Мексике тоже хотят контролировать запасы лития. Недавно президент Обрадор заявил, что страна собирается национализировать литий для того, чтобы не допустить его эксплуатации иностранцами. «Нефть и литий принадлежат народу Мексики», - отметил лидер. 23 апреля он подписал указ о национализации месторождений лития, занимающих почти 250 тыс. га в штате Сонора.
Теперь запасы полезных ископаемых находятся под контролем Минэнергетики страны. В ведомстве уже создали специальную госкомпанию под названием LitioMX для всех операций, так или иначе связанных со стратегическим металлом. Месторождение имеет, как отмечается, «доказанные вероятные запасы» в размере 243 млн т и расчётную производственную мощность выработки металла до 17.5 тыс. т в год.
По тому же пути двинулась и далёкая Индонезия. Страна имеет самые большие на планете запасы никеля – 21 млн т. Поставки за границу в 2019 году составляли 5% от доходов, приносимых экспортом. Теперь же в правительстве Джакарты решили использовать сырьё для развития отраслей, ориентированных на производство конечного продукта из добываемых минералов.
В рамках этого плана президент Видодо запретил ещё в январе 2020 года продажу в другие страны никеля. Правительство обязалось постепенно прекратить экспорт других природных ресурсов. Глава государства ожидает, что данная стратегия окажет серьёзное влияние на экономику Индонезии, снизив её подверженность ценовым колебаниям на сырьевые товары и зависимость от импорта.